Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения

Страница 3

Представители теории бихевиоризма (англ. behaviour - поведение) Б. Скиннер, Е. Торндайк, Дж. Уотсон и др. дают толкование поведения человека в плане схемы «стимул – реакция», рассматривая любой раздражитель как активный источник реакции организма. Они изучают социальное поведение человека как способ приспособления к социальной среде. Доказывают, что окружающая среда полностью определяет поведение человека. В основе этой теории лежит понимание поведения человека как совокупности реакций организма на воздействия внешней среды.

Психоаналитическая теория З. Фрейда рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, саморазрушением личности, конфликты, свойственные личности вызывают девиацию. Основным источником отклонений в поведении считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я».

Согласно теории дифференцированной ассоциации, которая была впервые сформулирована Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции (взаимодействии) с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение: а) техник реализации девиантного поведения и б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения. Теория Сазерленда говорит о том, что индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, девиантным идеям, мотивировкам и методам. Такие индивиды могут научиться употреблять и доставать запрещенные наркотические средства или воровать, а потом сбывать краденое. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Теория описывает девиантное поведение, которое приобретается на основе не только подражания, но и научения, очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

Рассмотрев подходы к трактовке девиантного поведения (биологический, психологический, социологический) стоит отметить, что абсолютно все теории несут в себе определенные несовершенства. Тем не менее, социологический подход в изучении девиантного поведения является центральным, и концепции присущие ему, безусловно, являются главенствующими при междисциплинарном подходе к изучению девиантного поведения.

Итак, мы постарались изложить основные теории девиантного поведения. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана.

Обзор различных теорий, на наш взгляд, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности.

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В каждой из выше перечисленных теорий рассматриваются те или иные причины (аспекты), которые рано или поздно могут привести каждого из нас (особенно подростков) к девиантному поведению.

В нашем исследовании мы склоняемся к теории аномии, в которой Эмиль Дюркгейм доказывает нам то, что, нормы и ценности разрушаются самими же людьми, отсутствия конкретных норм и ценностей способствуют девиантному поведению.

Отмечается, что в периоды общественных потрясений, кризисов тенденция к нарушению социальных норм усиливается: люди лишаются привычных норм, установок поведения, теряют социальные ориентиры. Подобная ситуация сложилась в нашей стране, и это объясняет повышенный интерес к более глубокому изучению девиантного поведения как социального явления, а также к созданию эффективных технологий его профилактики.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к ...

Анализ результатов экспериментальной работы
Цель: проследить динамику развития связной речи и оценить эффективность используемых в формирующем эксперименте технологий. Контрольный эксперимент проводился по той же методике, что и констатирующий. Детям контрольного и экспериментального класса были предложены для пересказа одинаковые тексты: Ка ...

Специфика и особенности процесса педагогической коррекции
Выделяют следующие специфические черты коррекционного процесса: коррекция ориентирована на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы; коррекция ориентируется на здоровые стороны личности; в коррекции чаще ориентируются на настоящее и буду ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru