1) рост "социального сиротства", сопровождающийся "вытеснением" неблагополучных детей на улицу. Необходимость поиска дополнительного заработка, усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей сократили возможности общения родителей с детьми, увеличивая тем самым опасность попадания детей в уличные компании с асоциальным поведением;
2) сокращение базы досуга. Коммерциализация культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сфер закрыла детям и подросткам из небогатых семей доступ к развивающим занятиям, досугу и отдыху.
Эти социальные предпосылки создают почву для роста криминальной активности детей и подростков.
В настоящее время, к сожалению, существенное влияние на становление личностного самоопределения, ценностей и установок детей и подростков оказывают асоциальные, криминальные субкультуры. Динамика преступности несовершеннолетних подтверждает, что эта категория продолжает оставаться криминально активной частью населения.
Анализ показывает, что психическое состояние детей из этой группы социального риска существенно отягощено педагогической запущенностью. Каждый третий подросток-правонарушитель имеет лишь начальное образование, около 10 тыс. - не имеют начального образования. Количество подростков в возрасте 14–15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться, составляет более 2 млн. человек.
Сохраняется высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной ответственности.
Количество случаев противоправного поведения несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности.
При этом до 80% «несовершеннолетней» преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.
За последние 3 года число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло в 2,8 раза, а по токсикомании - в 3,5 раза. Количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за 10 лет выросло в 13 раз; в настоящее время зарегистрированные случаи наркомании среди подростков составляют 1 на 1 тыс. (следовательно, в реальности не менее 10-15 на 1 тыс.). Около 35% школьников имеют опыт употребления наркотических и токсических средств, а 70% из них употребляют алкоголь.
Около 17% несовершеннолетних совершают правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. За последние годы выросло число преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения. Ситуация, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и токсических веществ, продолжает оставаться напряженной, так как латентная наркомания и токсикомания, по экспертным оценкам, в несколько раз превышает официальные показатели.
Специалистами отмечается высокий уровень психической патологии среди детей и подростков. Данные официальной статистики указывают, что за последние пять лет распространенность психической патологии среди детей до 14 лет увеличилась на 16,7%. При этом распространенность психической патологии на 100 тыс. детского населения соответствующего возраста на 21% выше среди детей старшего подросткового возраста.
В структуре патологии у детей и подростков ведущее место (65,9%) занимают случаи пограничных психических расстройств, на втором месте идут случаи умственной отсталости - 31,0%. При этом первое ранговое место занимают легкие формы нарушений умственной отсталости.
Распространенность психических расстройств значительно выше среди детей-сирот и детей из дисфункциональных, конфликтных семей. В этой группе детей социального риска преобладают случаи с задержкой психического развития и нарушениями интеллекта, личностной незрелостью, затяжными психосоматическими реакциями на стресс, признаками психической депривации.
Среди детей и подростков существенными темпами нарастает число социально-обусловленных заболеваний. Медицинские специалисты дают высокую оценку темпов формирования состояний зависимости от психоактивных и наркотических веществ. Однако, кроме этой проблемы, следует отметить еще проблему роста числа венерических заболеваний у детей.
Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью.
Информация по педагогике:
Методы дистанционного
университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: Мето ...
Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...
Выявления уровня сформированности у младших школьников знаний элементов
теории множеств
Экспериментальное исследование было направлено на выявление сформированности знаний, умений и навыков младших школьников по теме «множества». Базой для проведения констатирующего эксперимента была определена Никольская средняя школа №3. В эксперименте участвовали школьники 3 класса в количестве 15 ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.