Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы.
Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что основано на введенном способе, а также выдвижение гипотез о дальнейшем исследовании задач. Представление предварительных результатов творческой работы проходило на занятии ШМУ.
Результатом предварительного выступления явились сформулированные задачи дальнейших исследований по данной теме, а также то, что еще один учащийся выразил желание писать творческую работу по данной теме, что он и осуществляет в настоящее время.
Авторы защищали свои работы на школьной конференции перед комиссией, которая оценивала доклад и проделанную работу (она состояла из учителей-математиков, студентов пятого курса психолого-педагогического факультета и ученого-математика). Защита была открыта для всех желающих, как учащихся КУГ №1, так и для учителей. Форма защиты: рассказ автора, уточняющие вопросы и поясняющие замечания комиссии, вопросы и замечания слушателей к авторам работы.
Учащиеся сами готовили текст выступления, плакаты с необходимыми чертежами, решали, как будут выступать. Обязательным условием было наличие текста работы. Защита показала, что восьмиклассники, проделавшие творческую работу, способны изложить ее содержание, продемонстрировать свободное владение материалом, умение отстоять свои результаты, добиваться их понимания, а также видят возможность дальнейшего исследования своей темы.
На защите были заданы вопросы о том, когда авторы работ предположили, что задача неразрешима в общем виде. Ответы – когда нашли решение для одного класса, ведь можно найти решение еще для какого-то класса, а для всех нельзя (трисекция угла); когда вышли на необходимость построить , а мы не можем указать точное значение (квадратура круга). Но на вопрос, почему этими задачами занимались столько разных ученых, они ответить не смогли. Это говорит о том, что социо-культурная историческая ситуация не была восстановлена.
§5. Функции руководителя
Опишем работу, которую должен проделать руководитель, чтобы стало возможным самостоятельное движение школьников, включающее выбор темы, формулирование и решение задачи, оформление и защиту работы. В деятельности руководителя творческой работы можно выделить следующие три этапа: постановка творческой задачи, проведение учебного исследования (работа по плану в режиме консультаций с руководителем) и защита работы (представление промежуточных и окончательных результатов).
Деятельность руководителя на этапе постановки творческой задачи заключается в представлении учащимся проблематики, знакомства их с творческой задачей.
Руководитель предлагает задания, которые легко выполняются учащимися, ими выдвигаются конкретные варианты решения и доказательства. Затем предлагается задание, вызывающее затруднение, так как оно не имеет решения, или для его решения требуется привлечение неизвестного детям математического аппарата. В попытках решить эту задачу, учащиеся сталкиваются с проблемой, что позволяет поставить задачу в общем виде, сформулировать проблему. После этого руководителем формулируется соответствующая тема творческой работы.
Такие темы обязательно должны быть включены в общий список тем творческих работ, предлагаемых учащимся.
Для самих учащихся подготовительный этап не выделен как этап их собственной творческой работы, он существует лишь в действительности руководителя. Для руководителя этот этап заканчивается формулированием и предложением тем творческих работ. В связи с тем, что для накопления опыта, формулирования интересных проблем и создания творческой атмосферы требуется некоторое время, на занятиях ШМУ этот этап занимает почти всю первую четверть.
Второй этап, проведение исследования, состоит из следующих частей:
самостоятельный поиск возможных способов решения, разбор конкретных случаев, выделение закономерностей;
формулирование проблемы, выдвижение гипотез, осознание необходимости введения дополнительных средств;
исследование введенного средства, применение его к решению задачи, определение границ его использования.
Задача всей дальнейшей деятельности руководителя – поддержать и помочь «окультурить» работу учащегося, сохранив при этом авторский подход учащегося к теме, помочь ему осознать, что он пытается узнать нового о теме и о себе.
Информация по педагогике:
Организация интерактивного чтения
текстов лингвострановедческого содержания
При организации обучения чтению необходимо соблюдать следующие условия: В ходе работы над текстом все языковые процессы (чтение, письмо, слушание и говорение) должны быть интегрированы. Учащиеся должны читать интересные, аутентичные тексты, эстетически приятные и соответствующие их возрасту. Тексты ...
Место и роль жанров пересказа в системе высказываний
на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...
Психолого-педагогические основы игровой деятельности
В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере станов ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.