использование компьютерных методов профдиагностики и профконсультации;
создание и использование в учебном процессе мультимедиа-материалов, электронных учебников;
получение необходимой информации по системе Internet;
проведение компьютерных деловых, профориентационных, технологически развивающих игр;
использование компьютера для контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д.
В технологическом образовании важное место занимает учебный эксперимент как метод формирования у учащихся технологической культуры и готовности к творческой преобразовательной деятельности.
Под учебным предметом понимается воспроизведение предмета познания, в качестве которого могут вы ступать отдельные элементы содержания предмета, явления, процессы, закономерности, свойства изучаемых объектов и процессов, функциональная зависимость между величинами, принцип действия и устройство технологических систем, способы преобразовательной деятельности и т.д.
Например, учебный эксперимент окажет учащимся неоценимую помощь в изучении свойств объектов преобразовательной деятельности (веществ, материалов, сырья, энергии, информации), выявлении техногенных, биологических и антропогенных опасностей технологической среды, определении оптимального алгоритма принятия решения о профессиональном выборе и т.д.
Использование метода учебного эксперимента предполагает решение ряда последовательных задач: определение предмета познания и цели эксперимента, подготовка и проведение эксперимента, обсуждение и анализ его результатов, формулирование выводов.
Среди активных методов технологического образования особо выделяются олимпиады и конкурсы. Например, могут проводиться олимпиады по таким технологическим дисциплинам и курсам, как "Технология", "Графика", "Основы технологической культуры", "Дизайн" и др. В ходе проведения олимпиады выявляется качество технологических знаний учащихся и умения их практически применять. При этом разрабатывается специальное положение об олимпиаде, распределяются ее условия, утверждается жюри. Повышению эффективности технологического образования способствуют такие различные конкурсы. Например, среди старшеклассников, получающих в школе, УПК, первоначальную профессиональную подготовку, могут проводиться конкурсы "Лучший по профессии", целью которых является выявление учащихся, имеющих интересы, склонности и способности к определенным сферам профессиональной деятельности.
Как правило, в ходе первого тура выявляется уровень теоретической подготовки школьников по профилю обучения. Второй тур предполагает выполнение технологических операций, связанных с определенной профессиональной деятельностью. Он предполагает составление технологических карт, монтажных схем, чертежей и выполнение практических заданий. В ходе конкурса учащиеся должны показать умение выполнять работу с соблюдением технологических условий и правил техники безопасности, пользоваться инструментами и оборудованием, экономно использовать материалы.
Поучают широкое распространения конкурсы творческих проектов, которые проводятся на уровне образовательного учреждения, района, города, области (края), республики. Учащиеся не только представляют на конкурс выполненные проекты, но и защищают их. Эти конкурсы стимулируют активность учащихся в технологическом обучении, а также повышают ответственность учителей за качество образовательного процесса.
В технологическом образовании большую роль играют экскурсии на производственные участки, в научно-исследовательские и проектные организации, учебные заведения, музеи и т.д.
Выделяют три этапа экскурсии: подготовка, проведение, подведение итогов.
Подготовка экскурсии включает в себя выбор объекта, определение цели и времени проведения экскурсии, ознакомление с соответствующей литературой, разработку плана предстоящей экскурсии и содержания вводной беседы, подготовку вопросов для собеседования, подбор экскурсовода.
Перед началом экскурсии учащимся сообщается план и порядок проведения наблюдений, определяются индивидуальные и групповые задания по сбору нужной информации, уточняется форма подведения итогов экскурсии. При необходимости можно разбить учащихся на звенья, группы. Нужно также ознакомить учащихся со структурой предприятия, учреждения, учебного заведения, на котором будет проводиться экскурсия, а также с правилами техники безопасности во время экскурсии.
Начинается экскурсия с вводной беседы экскурсовода. В это же время учащихся знакомят с правилами техники безопасности на объекте. Далее проводится осмотр участников, предусмотренных планом экскурсии.
В ходе заключительной беседы экскурсовод отвечает на вопросы учащихся.
Информация по педагогике:
Методика постановки творческих задач
В описываются особенности организации обучения математике, делающей возможным математическое творчество школьников, оставляющие за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Наличие особого способа изучения материала – постановки задачи в общем виде, ее решение ...
Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...
Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.