Эффективность современных образовательных технологий в развитии самообразования оценивается с двух равноценных результатов:
с одной стороны – вооруженность выпускников образовательных учреждений хорошо организованными и систематизированными знаниями об основах научной картины мира; хорошо систематизированным и организованным опытом профессиональной деятельности;
с другой стороны – развитие умений и навыков самообразовательной (познавательной) деятельности, которые определяют готовность к восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.
Очевидно, что самообразование в системе формального образования должно рассматриваться в качестве одной из целей обучения, поскольку выступает условием соответствия подготовки специалиста к постоянно меняющимся требованиям производства.
Рассматривая ранее процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности мы отметили в нем три этапа:
ситуативное самообразование;
ситуативно-инициативное самообразование;
инициативное самообразование.
В своем исследовании мы опирались на эту структуру и попытались выяснить как развивается самообразовательная деятельность у студентов ФЭиИ дневного и заочного отделений, какие факторы способствуют повышению роли самообразования в развитии жизненных планов и достижению жизненного успеха.
Нами было опрошено 468 студентов очного и 183 студента заочного отделений, а также 68 человек – служащих фирмы ООО «Графика Л».
Прежде всего мы пытались выяснить степень готовности к самообразованию и наличие самообразовательного опыта. При составлении анкеты мы использовали содержательные критерии готовности и самообразовательного опыта.
Таблица
Очное |
Заочное |
Работники фирмы | |||||||||
1 к |
2 к |
3 к |
4 к |
5 к |
2к |
3к |
4к |
5к |
Высш. образ. |
Сред. Образ. | |
1. Потребность в самообразовании |
9% |
18% |
40% |
61% |
71% |
32% |
48% |
67% |
70% |
83% |
54% |
2. Умеют планировать самообразовательный процесс |
5% |
11% |
22% |
28% |
33% |
41% |
58% |
69% |
84% |
64% |
21% |
3. Умеют работать с книгой |
8% |
31% |
54% |
67% |
89% |
58% |
73% |
85% |
91% |
100% |
67% |
4. Умеют сопоставлять теоретические факты с жизненными ситуациями |
14% |
28% |
47% |
61% |
94% |
64% |
75% |
81% |
97% |
100% |
97% |
5. Умеют подготовить творческое задание |
31% |
47% |
73% |
89% |
94% |
35% |
57% |
71% |
89% |
91% |
43% |
6. Умеют оценить свою деятельность |
4% |
27% |
51% |
69% |
83% |
25% |
28% |
61% |
88% |
97% |
83% |
Информация по педагогике:
Виды и причины отклонений
В зависимости от причин возникновения нарушений их подразделяют на врожденные и приобретенные. Причины возникновения врожденных нарушений разнообразны. К первой группе относятся патогенные (вызывающие нарушения) факторы, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии, такие как: v физ ...
Парадигмы современного экологического образования
Экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три задачи (компонента), являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны решаться как органично связанные и сбалансированные вопросы ...
Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузска ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.