Эффективность современных образовательных технологий в развитии самообразования оценивается с двух равноценных результатов:
с одной стороны – вооруженность выпускников образовательных учреждений хорошо организованными и систематизированными знаниями об основах научной картины мира; хорошо систематизированным и организованным опытом профессиональной деятельности;
с другой стороны – развитие умений и навыков самообразовательной (познавательной) деятельности, которые определяют готовность к восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.
Очевидно, что самообразование в системе формального образования должно рассматриваться в качестве одной из целей обучения, поскольку выступает условием соответствия подготовки специалиста к постоянно меняющимся требованиям производства.
Рассматривая ранее процесс развития у обучающихся самообразовательной деятельности мы отметили в нем три этапа:
ситуативное самообразование;
ситуативно-инициативное самообразование;
инициативное самообразование.
В своем исследовании мы опирались на эту структуру и попытались выяснить как развивается самообразовательная деятельность у студентов ФЭиИ дневного и заочного отделений, какие факторы способствуют повышению роли самообразования в развитии жизненных планов и достижению жизненного успеха.
Нами было опрошено 468 студентов очного и 183 студента заочного отделений, а также 68 человек – служащих фирмы ООО «Графика Л».
Прежде всего мы пытались выяснить степень готовности к самообразованию и наличие самообразовательного опыта. При составлении анкеты мы использовали содержательные критерии готовности и самообразовательного опыта.
Таблица
Очное |
Заочное |
Работники фирмы | |||||||||
1 к |
2 к |
3 к |
4 к |
5 к |
2к |
3к |
4к |
5к |
Высш. образ. |
Сред. Образ. | |
1. Потребность в самообразовании |
9% |
18% |
40% |
61% |
71% |
32% |
48% |
67% |
70% |
83% |
54% |
2. Умеют планировать самообразовательный процесс |
5% |
11% |
22% |
28% |
33% |
41% |
58% |
69% |
84% |
64% |
21% |
3. Умеют работать с книгой |
8% |
31% |
54% |
67% |
89% |
58% |
73% |
85% |
91% |
100% |
67% |
4. Умеют сопоставлять теоретические факты с жизненными ситуациями |
14% |
28% |
47% |
61% |
94% |
64% |
75% |
81% |
97% |
100% |
97% |
5. Умеют подготовить творческое задание |
31% |
47% |
73% |
89% |
94% |
35% |
57% |
71% |
89% |
91% |
43% |
6. Умеют оценить свою деятельность |
4% |
27% |
51% |
69% |
83% |
25% |
28% |
61% |
88% |
97% |
83% |
Информация по педагогике:
Организация и руководство военно-патриотическим воспитанием в школе
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны. Это не так. Их внешняя вульгарность, подражание моде – наносное, просто ...
Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.