По мнению Ладыженской Т.А., пересказ формирует умения в разных видах речевой деятельности: с одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно (озвученное чтение с элементами говорения) или письменно.
Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся умения связной речи (коммуникативные умения). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику, как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение стоить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, аргументация) и др.
В основе пересказа лежит подражание образцу. "Вместе с тем, - высказывает свое мнение Т.А. Ладыженская, - относясь к видам работ, обучающим через подражание, пересказ сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других".
Понимая значение пересказа для развития речи В.В. Голубков, тем не менее, отвергает "механические пересказы, умертвляющие своеобразие художественного текста". Он считал, что пересказы должны быть результатом основательного изучения и глубокого восприятия поэтического произведения.
Современные монографии и диссертационные исследования, посвященные пересказу как средству речевого развития, немногочисленны. Так Н.И. Гришечкина предложила методику обучения письменному пересказу в средней школе с опорой на понятия лингвистики текста (М., 1988).В.А. Лемещенко исследовала художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений разных жанров (М., 1997) .
В работе Л.Ф. Ни раскрыты подходы к обучению продуктивному пересказу учащихся младших классов (М., 1993). О.А. Шорохова показала зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию (Курск, 2001).
Для педагогов - практиков будут интересны монографии Г.В. Королевой [18; 19], содержащие не только изложение уникальных методических приемов при работе над пересказом авторского текста, но также тексты различной сложности для работы в начальной школе, к каждому из которых прилагаются подробные методические материалы по типологическому и содержательно-композиционному анализу текста, составлению плана пересказа, разработке схем, рисунков и таблиц для более глубокого и качественного усвоения содержания текста-образца.
Проведенный нами анализ теоретического материала позволил выявить наиболее значимые аспекты в использовании пересказа в коммуникативной деятельности и его роли в развитии связной речи школьника:
Во-первых, в каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.
Во-вторых, переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, перекодирования информации.
В-третьих, в основе пересказа как психологического процесса лежит подражание речи взрослого человека (автора), однако это не простое копирование, с помощью которого ребенок овладевает речью в младенческом возрасте, а процесс более сложный, более творческий, не сводящийся к непроизвольному запоминанию речевых образцов.
Информация по педагогике:
Реализация кредитно-модульной системы в вузе
На европейском уровне Болонская Структура квалификаций определяет диапазон кредитов, которые учащийся обязан накапливать для получения квалификации, соответствующей первому и второму уровню обучения. Диапазон кредитов для квалификаций в пределах национальных Структур Квалификаций совместим с Болонс ...
Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, А ...
Состояние использования игр на занятиях математики
Для применения игр характерна всеобщая конструкция учебного процесса, включающая четыре этапа: 1)Ориентация: педагог представляет тему, дает отзыв игры, всеобщий обозрение ее движения и правил. 2)Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их осуществлению, сн ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.