Как показывает практика обучения пересказам, ученик запоминает текст, пользуясь двумя видами памяти: отдельные места - дословно, активизируя оперативную память, растягивая ее объем и время действия, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде - в образах-схемах, "смысловых сгустках". Можно с уверенностью утверждать, что для школьника нет упражнения более сложного, чем пересказ своими словами. Такой пересказ вообще возможен только при условии довольно высокого уровня речевого умения. Поэтому правомерен вывод о том, что пересказ является упражнением в совершенствовании речевого умения.
Одним из видов пересказа является изложение, характеристик понятия которого в современной методической литературе дается достаточно много. Мы придерживаемся взгляда М.Р. Львова и определяем "изложение" следующим образом: "это письменный пересказ образцовых текстов".
В основе изложений лежит подражание образцу, но подражание активное. Оно сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.
Изложение занимает важное место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя − одним из средств проверки усвоения учебного материала. Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.
В методических пособиях и практике работы выделяются различные виды изложений: подробные, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. В начальной школе проводятся все перечисленные виды изложений. Каждому из них принадлежит особое место в системе работы по обучению связной речи. Однако, несомненно, что работа, направленная на обогащение речи, обучение правильному и уместному использованию лексических и грамматических средств, всегда должна стоять в центре внимания при подготовке к любому виду изложения.
Итак, под пересказом текста мы понимаем вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит восприятие, осмысление высказывания и воссоздание текста на основе данного (исходного). Мы не считаем пересказ чисто репродуктивным видом речевой деятельности, поскольку порождение речи даже на основе образца - это всегда акт творчества. Умение пересказывать - это показатель понимания и усвоения прочитанного и прослушанного, качество, необходимое не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни.
Информация по педагогике:
Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...
Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...
Площадь правильного n-угольника
Вывод площади правильного n-угольника связан с радиусом вписанной в этот n-угольник окружности и радиусом окружности, описанной около него. При выводе этой формулы используется разбиение n-угольника на n треугольников. Если S – площадь данного правильного многоугольника, а – его сторона, Р – периме ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.