Место и роль жанров пересказа в системе высказываний на школьном уроке

Страница 2

В наши дни, в отличие от XIX в., эта рекомендация распространяется и на басни. Методисты прошлого века не только допускали пересказ басни, но даже методику сжатия при пересказе строили на басне "Волк и Кот":

Таблица 1

Ступени передачи содержания текста при пересказе

Передача содержания

1-я ступень

2-я ступень

3-я ступень

4-я ступень

Текст с подробнос-тями, с прямой речью

Без деталей, без прямой речи

Схематическое изложение основных событий

Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц

Как мы уже говорили выше, речь подразделяется на устную и письменную. Соответственно пересказы можно подразделить на пересказы устного жанра и письменного. Так как устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, то и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе и русскому языку имеет много общего. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, включает в себя устные пересказы текста различных видов. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной речи устной.

Как устный жанр пересказов, так и письменный (изложения) можно подразделить на несколько видов. Так, согласно М.Р. Львову, существует пять видов пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

В учебнике "Методика преподавания русского языка в начальных классах" кроме пересказа, близкого к тексту образца, выборочного и сжатого с несколькими степенями сжатия, более подробно рассматриваются виды творческого пересказа, а именно, выделяется пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от "лица" неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Наиболее развернутой является современная классификация пересказов Г.Б. Вершининой. Автор классифицирует их следующим образом:

Таблица 2

Жанровые разновидности вторичных текстов, репродуктивных высказываний

Параметры

Жанровые разновидности

По роли (функции) в учебном процессе

Обучающие

контрольные.

По полноте (объему) пересказа первоисточника

подробные (близкие к первичному тексту, первоисточнику);

выборочные;

сжатые.

По отношению к содержанию:

полные;

выборочные.

По физиологической основе восприятия первоисточника

изложения (пересказы) на основе услышанного (звучащего) текста;

пересказы письменного (графического) текста;

пересказы аудиографического (услышанного и одновременно прочитанного) текста.

По осложненности дополнительным заданием

изложение без дополнительного задания (не осложненное заданием);

изложения с дополнительным заданием (осложненное заданием):

фонетическим (звукописным) анализом первоисточника;

морфологическим заданием (например, заменить форму глагола);

синтаксическим заданием (например, произвести замену синтаксических конструкций их синонимами) и т.п.

По наличию новых структурно-смысловых частей (изменений в первоначальном тексте / первоисточнике

изложения (пересказы) с элементами сочинения:

по картине,

наблюдениям,

музыкальным впечатлениям и пр.

По форме речи (способу, каналу передачи информации)

устные;

письменные;

смешанные (поликодовые, креолизованные) (например, словесный пересказ учебного материала с опорой на таблицу, в которой представлена часть информации первоисточника;

пересказ, снабженный рисунком, художественной иллюстрацией).

По жанровой форме (речевому жанру)

ответ по предмету:

устный,

письменный,

поликодовый;

лекция:

репродуктивная,

проблемная;

слово учителя:

вводное,

перспективно-реферативное,

обобщающее;

энциклопедическая статья;

творческий портрет персоналии:

индивидуальный,

двойной,

коллективный /групповой;

биографический рассказ:

жизнеописание,

автобиографический рассказ;

экскурсионная речь;

протокол / стенограмма заседания (делового собрания);

рецензия;

отзыв;

научный доклад:

реферативный, иллюстративно-дополняющий, исследовательский;

дискуссионный;

тезисы:

именного строя,

глагольного строя;

конспект:

последовательный, параллельный;

развернутый, сжатый;

монографический, обзорный;

реферат:

аспектный, указательный;

описательный;

монографический, обзорный;

жанры справочного аппарата книги:

аннотация,

предисловие,

послесловие,

оглавление;

план:

простой, сложный;

цитатный;

мемуары; семейная легенда (предание); история семейной реликвии; история фотоснимка; история семейной фамилии; родовое (родословное) древо;

информационно-публицистическая хроника; информационная научная хроника;

застольное слово (тост); поздравительная, напутственная речи; сплетни; притча;

рассказ на основе услышанной / прочитанной информации;

афиша; анонс; пригласительный билет; программа спектакля;

инсценировка; киносценарий (по произведению художественной литературы); анекдот; историческая байка; ретроспективный пересказ телесериала;

урок (как учебный репродуктивный полилог);

семинар (как учебно-научный репродуктивный полилог) и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Требования к речи учащихся
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...

Понятие «коммуникативная культура»
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андр ...

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru