В наши дни, в отличие от XIX в., эта рекомендация распространяется и на басни. Методисты прошлого века не только допускали пересказ басни, но даже методику сжатия при пересказе строили на басне "Волк и Кот":
Таблица 1
Ступени передачи содержания текста при пересказе
Передача содержания | |||
1-я ступень |
2-я ступень |
3-я ступень |
4-я ступень |
Текст с подробнос-тями, с прямой речью |
Без деталей, без прямой речи |
Схематическое изложение основных событий |
Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц |
Как мы уже говорили выше, речь подразделяется на устную и письменную. Соответственно пересказы можно подразделить на пересказы устного жанра и письменного. Так как устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, то и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе и русскому языку имеет много общего. Очень часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, включает в себя устные пересказы текста различных видов. Таким образом, устная речь способствует овладению умениями письменной речи, а письменная, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной речи устной.
Как устный жанр пересказов, так и письменный (изложения) можно подразделить на несколько видов. Так, согласно М.Р. Львову, существует пять видов пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
В учебнике "Методика преподавания русского языка в начальных классах" кроме пересказа, близкого к тексту образца, выборочного и сжатого с несколькими степенями сжатия, более подробно рассматриваются виды творческого пересказа, а именно, выделяется пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от "лица" неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.
Наиболее развернутой является современная классификация пересказов Г.Б. Вершининой. Автор классифицирует их следующим образом:
Таблица 2
Жанровые разновидности вторичных текстов, репродуктивных высказываний
Параметры |
Жанровые разновидности |
По роли (функции) в учебном процессе |
Обучающие контрольные. |
По полноте (объему) пересказа первоисточника |
подробные (близкие к первичному тексту, первоисточнику); выборочные; сжатые. |
По отношению к содержанию: |
полные; выборочные. |
По физиологической основе восприятия первоисточника |
изложения (пересказы) на основе услышанного (звучащего) текста; пересказы письменного (графического) текста; пересказы аудиографического (услышанного и одновременно прочитанного) текста. |
По осложненности дополнительным заданием |
изложение без дополнительного задания (не осложненное заданием); изложения с дополнительным заданием (осложненное заданием): фонетическим (звукописным) анализом первоисточника; морфологическим заданием (например, заменить форму глагола); синтаксическим заданием (например, произвести замену синтаксических конструкций их синонимами) и т.п. |
По наличию новых структурно-смысловых частей (изменений в первоначальном тексте / первоисточнике |
изложения (пересказы) с элементами сочинения: по картине, наблюдениям, музыкальным впечатлениям и пр. |
По форме речи (способу, каналу передачи информации) |
устные; письменные; смешанные (поликодовые, креолизованные) (например, словесный пересказ учебного материала с опорой на таблицу, в которой представлена часть информации первоисточника; пересказ, снабженный рисунком, художественной иллюстрацией). |
По жанровой форме (речевому жанру) |
ответ по предмету: устный, письменный, поликодовый; лекция: репродуктивная, проблемная; слово учителя: вводное, перспективно-реферативное, обобщающее; энциклопедическая статья; творческий портрет персоналии: индивидуальный, двойной, коллективный /групповой; биографический рассказ: жизнеописание, автобиографический рассказ; экскурсионная речь; протокол / стенограмма заседания (делового собрания); рецензия; отзыв; научный доклад: реферативный, иллюстративно-дополняющий, исследовательский; дискуссионный; тезисы: именного строя, глагольного строя; конспект: последовательный, параллельный; развернутый, сжатый; монографический, обзорный; реферат: аспектный, указательный; описательный; монографический, обзорный; жанры справочного аппарата книги: аннотация, предисловие, послесловие, оглавление; план: простой, сложный; цитатный; мемуары; семейная легенда (предание); история семейной реликвии; история фотоснимка; история семейной фамилии; родовое (родословное) древо; информационно-публицистическая хроника; информационная научная хроника; застольное слово (тост); поздравительная, напутственная речи; сплетни; притча; рассказ на основе услышанной / прочитанной информации; афиша; анонс; пригласительный билет; программа спектакля; инсценировка; киносценарий (по произведению художественной литературы); анекдот; историческая байка; ретроспективный пересказ телесериала; урок (как учебный репродуктивный полилог); семинар (как учебно-научный репродуктивный полилог) и др. |
Информация по педагогике:
Требования к речи учащихся
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...
Н.К. Крупская о советском учителе
Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагог ...
Рекомендации специалистам по социальной работе. Центра социальной помощи
семье и детям «Надежда» г. Костомукша
По результатам исследования социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков нами сформулированы некоторые рекомендации, направленные на решения этой проблемы. Рекомендации включают 3 основных направления: 1. Работа с семьей. Целью работы с родителями является пр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.