Методика изучения имени прилагательного в начальной школе

Страница 2

Как отмечается в лингвистической литературе, категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимся род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончания и должно быть направлено внимание детей, например: День какой? Теплый. Ночь какая? теплая. Утро какое? теплое.

Выполняя упражнения, учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т. п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание –ое (-ее).

Наблюдая за изменением прилагательных во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями необходимо обратить внимание учащихся и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ый, -ая, -ое, -ые, после мягких — -ий, -яя, -ее, -ие.

У учащихся формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом действий, которые обеспечивают применение знаний.

1. Узнаю, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3. Вспоминаю окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравниваю окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.

Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.

Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:

1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.

2. Определяет род, число, падеж существительного.

3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.

4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.

На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход).

Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных .

На основе теоретических положений проводятся упражнения с постепенно усложняющимися заданиями: а) изменить падежи слов, данных в скобках, например: Самолет летел над (Северный полюс); б) комментированное письмо и слуховые диктанты; в) составление предложений с данными учителем словосочетаниями и т. д.

Таким образом, усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.

Подводя итоги второй главы, отметим следующее. Нами были подвергнуты анализу учебники и программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников.

1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков);

2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева).

Были рассмотрены основные идеи программ, принципиальные особенности учебно-методических комплектов, цели курса русского языка, основные этапы изучения прилагательного как части речи в разные годы обучения.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Симптоматика дисграфий
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Мы ...

Программа по обучению детей младшего школьного возраста спортивным бальным танцам
Проблеме физического воспитания человека всегда уделялось большое внимание выдающимися педагогами, философами, мыслителями, учеными. Например, педагог-гуманист Ян Амос Коменский в своих трудах писал, что правильно выбранные и дозированные физические упражнения не только облегчают, но и помогают уче ...

Своеобразие занятий по родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку отличаются от других тем, что на них основная деятельность – речевая. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru