Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 4

На данном этапе обучения наиболее сложным и важным нам видится обучение преобразованию информации из одной формы в другую. На данном уроке учащимся предлагается преобразовать информацию из устной формы в табличную. Умение систематизировать информацию предлагается вырабатывать в совместной деятельности с учителем. Учитель помогает примерами и наводящими вопросами.

4 класс

Тема: Склонение имён прилагательных в единственном числе. Распознавание падежа имён прилагательных

Предметная цель: ознакомление со склонением имён прилагательных в единственном числе; развитие умения распознавать падеж имён прилагательных и точно употреблять прилагательные в нужном падеже.

Ход урока

Формирование УУД

I. Повторение сведений об имени прилагательном. Работа над рифмовкой.

- Прослушайте рифмовку:

Я смотрела из окна –

Мне вся улица видна.

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Старый дедушка седой,

Внук – весёлый, молодой,

Мама с папой, а у ног

Серый маленький щенок.

Если слушали внимательно,

То найдёте прилагательные.

(деревянная, старый, седой, весёлый, молодой, серый, маленький)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Это имена прилагательные, которые обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой? какая? Они делают нашу речь точной и выразительной).

-Прилагательное какого рода отсутствует в рифмовке? (среднего рода).

- Приведите свои примеры прилагательного среднего рода, поставив к нему вопрос (какое? весёлое …)

- А теперь назовите те же прилагательные с рифмовки вместе с существительным, от которого они зависят (деревянная скамья; старый, седой дедушка; весёлый, молодой внук; серый маленький щенок).

- Что вы можете сказать о связи прилагательных с существительными? (Прилагательное неразрывно связано с существительным. Оно стоит в том же роде и числе, что и существительное.)

- Итак, можно сделать вывод, что если существительное изменяется по родам и числам, то и прилагательное тоже изменяется по родам и числам. Верно? (да)

Физминутка.

II. Изменение им. прилагательных единственного числа по падежам.

1. Введение понятия склонения имен прилагательных.

- А как ещё изменяются им. существительные? (по падежам)

- Вспомните, что называется изменением слова по падежам? (склонение.)

- Как вы думаете, им. прилагательные тоже могут изменяться по падежам? (наверное, да.)

- Вы правы! Имена прилагательные так же, как и имена существительные, склоняются по падежам как в единственном числе, так и во множественном. Но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим склонение прилагательных единственного числа.

2. Работа с таблицей «Склонение имен прилагательных».

- Вы наверняка помните нашу таблицу «Род имен прилагательных».

Учитель вывешивает таблицу:

мужской род

женский род

средний род

какой?

какая?

какое?

быстрый

быстрая

быстрое

летний

синяя

зимнее

слепой

- Давайте сейчас дополним её, превратив в таблицу «Склонение имен прилагательных».

Учащиеся коллективно дополняют таблицу, называя прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными в нужном падеже.

мужской род

женский род

средний род

Именительный

какой?

какая?

какое?

быстрый

быстрая

быстрое

летний

синяя

зимнее

Родительный

какого?

какой?

какого?

(нет)

быстрого

быстрой

быстрого

летнего

синей

зимнего

Дательный

какому?

какой?

какому?

(дать)

быстрому

быстрой

быстрому

летнему

синей

зимнему

Винительный

какой?

какую?

какое?

(винить)

быстрый

быструю

быстрое

летний

синюю

зимнее

Творительный

каким?

какой?

каким?

(доволен)

быстрым

быстрой

быстрым

летним

синей

зимним

Предложный

о каком?

о какой?

о каком?

(думаю о …)

о быстром

о быстрой

о быстром

о летнем

о синей

о зимнем

- Что интересного заметили в таблице? (окончания прилагательных в м.р. и ср.р. при склонении совпадают во всех падежах, кроме И. п. и В. п.)

- Ребята, ведь мы не зря, заполняя таблицу, сначала называли имена существительные в нужном падеже, а потом подставляли к нему им. прилагательное в том же роде и падеже, что и существительное.

- Поэтому, сделайте вывод: - Как определить падеж прилагательного? (по падежу существительного, к которому оно относится).

- Вот какая большая таблица у нас получилась! Но её можно упростить, записав лишь род, падежи и окончания прилагательных.

Учитель вывешивает новую таблицу:

Мужской род

Женский род

Средний род

Именительный

- ой, - ый, – ий

- ая, - яя

- ое, - ее

Родительный

- ого, -его

- ой, - ей

- ого, - его

Дательный

- ому, - ему

- ой, - ей

- ому, - ему

Винительный

- ой,- ый, - ий

- ую, - юю

- ое, - ее

Творительный

- ым, - им

- ой, - ей

- ым, - им

Предложный

- ом, - ем

- ой, - ей

- ом, - ем

- Запишите эту таблицу в свои памятки.

III. Распознавание падежа прилагательных.

На доске: 1). Хорош дело два века живёт.

2). Не бойся умн врага, бойся глуп друга.

3). Больш кораблю больш плавание.

4). При летн ясн солнышке и ягодка краснеет.

- Прочитайте пословицы.

- Вам нужно дописать окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать? (определить род и падеж им. существительного, от которого зависит им. прилагательное, и определить род и число им. прилагательного.)

Дети коллективно выполняют задание, по одному выходя к доске, вставляя окончания прилагательных и указывая падеж.

IV. Точность употребления прилагательных в нужном падеже.

- Ребята, ответьте на вопросы:

На доске: По какой лестнице можно спуститься в подвал? (скрипящая лестница).

Какой в подвале потолок?(низкий потолок).

Что хранится в подвале?(съестные припасы).

(По скрипящей лестнице можно спуститься в подвал. В подвале низкий потолок. В нём хранятся съестные припасы.)

- Обозначьте падеж каждого прилагательного, выделите окончания.

V. Итог урока.

- С чем мы сегодня познакомились? (со склонением прилагательных)

VI. Организация на перемену

Умение слушать;

Умение выделять смысловые единицы текста;

Осознанное построение речевого высказывания

умение строить рассуждения

Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем

Извлекать информацию, представленную в табличной форме

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Выдвигать гипотезу;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Строить рассуждения

Построение алгоритма действий

Извлекать информацию, представленную в табличной форме;

приходить к общему решению в совместной деятельности;

Осознанное построение речевого высказывания

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Рефлексия

Как

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития дет ...

Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М.Вебера – ценность – термин, широк ...

Этапы становления технологического образования в России и за рубежом
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При у ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru