Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 2

На данном уроке особое внимание необходимо уделить формированию такого УУД как осознанное построение речевого высказывания. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Работа над этим УУД ведется педагогами на всех уроках и в течение всего времени обучения, однако начаться она должна на первом году обучения, и уроки русского языка дают для этого максимальные возможности.

В речи детей встречается значительное число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Типичным для данного возраста является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Для высказываний детей могут быть характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Все эти ошибки должны тактично и своевременно исправляться учителем. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

2 класс

Тема: Слова, обозначающие признаки предметов, близкие и противоположные по смыслу. Устойчивые выражения.

Предметная цель: знакомство учащихся с устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи; продолжение знакомства детей с признаками предметов, противоположных по смыслу; развитие внимания к словам, близким по значению, к точности их употребления в речи.

Этапы урока

Формирование УУД

I. Словарная работа.

-Я буду читать вам загадки, а вы должны догадаться о ком шла речь и записать название этого животного в тетрадь.

а) У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лисица)

б) Зимой белый, летом серый (заяц)

в) Кто ведает, где есть мёд? (медведь)

г) Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета (сорока)

- Что общего у всех этих животных? (это дикие животные, которые живут в лесу.)

- А почему цвет сороки сравнивают с цветом берёзы? (в чёрно-белый цвет окрашена как берёза, так и сорока.)

- Послушайте, как Г. Скребицкий описывает сороку: У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам у неё пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Нарядная птица сорока!

- Назовите слова, обозначающие признак предмета, которые использовал автор при описании сороки (белые, чёрные)

- Что вы можете сказать об этих словах? (это слова, противоположные по смыслу)

II. Работа над словами, противоположными по смыслу.

- Молодцы, ребята, вы запомнили то, о чём мы говорили на предыдущих уроках! Давайте продолжим работу над словами – признаками предметов, противоположных по смыслу.

- В устном народном творчестве русского народа существует очень много пословиц. Среди них есть такие высказывания, где один предмет противопоставляется другому. Например, (на доске):

1) Доброе слово лечит, а злое – калечит.

2) Верёвка хороша длинная, а речь – короткая.

3) Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Назовите признаки предметов, противоположных по смыслу, которые присутствуют в каждой пословице (доброе – злое, длинная – короткая, родная – чужая.)

- Выпишите эти слова в тетрадку.

Физминутка.

III. Работа над словами, близкими по значению.

1. Слово учителя.

- Вы уже знаете, что слова, обозначающие признаки предметов, в предложении связаны по смыслу. А для того, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её богаче, люди употребляют слова, близкие по значению. Например, крепкая верёвка – прочная верёвка, верный друг – преданный друг, тихий голос – слабый голос.

2. Самостоятельная работа.

- На доске написаны предложения, в которых слово, обозначающее признак предмета, вы должны заменить другим, близким по значению, и написать исправленные предложения в тетрадь.

1) Студёный ключ течёт по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый ).

2) Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

- Прочтите написанные предложения.

- Подчеркните признаки предметов.

3. Работа над точным употреблением близких по значению слов – признаков предметов в речи.

- Но не всегда можно заменить одно слово другим, не исказив фразу. Давайте понаблюдаем.

-Кого мы можем назвать вороным? (коня )

- Почему его так называют? (под цвет ворона )

- Подберите к слову вороной близкое по значению (чёрный )

- А словосочетание чёрный конь мы можем употребить? (да )

- Туча может быть чёрной? (да )

- А вороной? (нет )

- Какой вывод из всего сказанного следует? ( Слова, обозначающие признаки предметов, близкие по значению, можно заменять, но так, чтобы не искажалась фраза.)

- Давайте потренируемся.

- Из данных слов составь и напиши словосочетания.

На доске: 1). Густой, дремучий ( лес, туман ).

2). Смуглый, тёмный ( небо, лицо )

- Что у вас получилось? ( Густой туман, дремучий лес; смуглое лицо, тёмное небо).

IV. Работа над устойчивыми выражениями, употребляемыми в речи.

- Ребята, а у меня для вас есть ещё один вопрос.

- Золото может быть чёрным? (наверное, нет )

- Вы ошибаетесь! В русском языке есть такое понятие, как устойчивое выражение. На первый взгляд, два несовместимых слова, как в выражении чёрное золото, соединились и обозначают определённое понятие. Хотите знать, что люди называют чёрным золотом? (да)

- Это нефть, уголь – полезные ископаемые чёрного цвета (учитель демонстрирует образцы из набора). А теперь подумайте, почему люди называют эти полезные ископаемые чёрным золотом (потому, что они необходимы для жизни людей: для отопления помещений, для движения транспорта.)

- Но для жизни людей ещё необходим и хлопок. Это такое растение, у которого после созревания в соцветиях появляются кусочки пуха, в виде ваты. Из него делают ткани, а потом шьют одежду. Хлопок белого цвета. А теперь подумайте, какое устойчивое выражение люди придумали для того, чтобы характеризовать хлопок (белое золото?)

- Вы совершенно правы!

- Составьте предложение, употребив одно из устойчивых выражений. (Хлопок – это белое золото.)

- Подчеркните волнистой линией слово – признак предмета.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам понравилось больше всего?

VI. Организация на перемену.

Умение слушать

Умение делать обобщения

Оформлять свои мысли в устной форме

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Находить ответы на вопросы в прослушанном тексте.

Оформлять свои мысли в устной форме

находить ответы на вопросы в тексте

осознавать роль языка и речи в жизни людей

Умение осознанно строить речевое высказывание

Построение логической цепочки рассуждений

Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем

Выдвижение гипотезы

Умение делать вывод в результате совместной работы с учителем

Построение речевого высказывания.

Рефлексия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Проблема социализации детей с особенностями развития
В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования, хотя проблемы социализации детей ...

Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде
Признание природы как самоценного субъекта взаимодействия, а не только объекта использования, предопределяет гуманный морально-ценностный подход к природе как силе бытия в физических и духовных проявлениях. Вопросы этического отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, ...

Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации
Наиболее значимым для успешной организации обучения является такое свойство учащихся, как способности, в частности уровень умственного развития учащегося. У большинства авторов это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность). Способностями воо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru