Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 3

Обратим внимание на последовательную работу учителя над рефлексией на каждом этапе обучения в начальной школе. Рефлексия – это осознание себя субъектом учебной деятельности. Ребенок должен научиться осознавать ее цель, способы деятельности, направленные на ее решение, соотносить результат с целью, осмысливать, достиг ли он цели, и почему он этого не смог сделать.

Учитель должен так организовать урок, чтобы стимулировать рефлексию учащихся.

Одним из приемов, стимулирующих рефлексию, является особая формулировка заданий, которая направляет сознание на общую цель обучения. Например: на уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать, говорить. Интересно узнавать, как устроен родной язык, почему слова пишутся иногда не так, как произносятся. Далее предлагается вопрос, стимулирующий рефлексию.

3класс

Тема: Введение понятия имени прилагательного. Классификация имён прилагательных.

Предметная цель: познакомить учащихся с именем прилагательным как частью речи, с классификацией качественных прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте.

Этапы урока

Формирование

I .Орфографическая минутка.

Поз.ний час, тр.скучий м.р.з, грус.ная песня, русская берё.ка, яркое со.нце, глубокое оз.ро.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

II. Введение понятия имени прилагательного.

1.Работа над рифмовкой.

Учитель читает рифмовку:

Снежок – холодный, тихий, чистый,

пушистый, лёгкий, серебристый.

Подумай, что ты подберёшь

к словам: лиса, собачка, ёж.

(лиса – хитрая, собачка – маленькая, ёж – колючий)

- Что вы можете сказать о словах, которыми вы дополнили рифмовку? (это слова, отвечающие на вопросы какой? какая?, обозначающие признак предмета)

2.Введение понятия имени прилагательного.

- Ребята, вы уже повзрослели и готовы запомнить, что слова, обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

- Я прочту вам ещё одну рифмовку, а вы должны запомнить из текста как можно больше имён прилагательных.

Будьте очень вы внимательными.

Познакомьтесь с прилагательными:

Котёнок – маленький, пушистый,

Ручей – прохладный, серебристый,

Зима – красивая и снежная,

А мама – добрая и нежная.

Слова в рифмовке очень дружные,

Они приятные и нужные.

И среди них ты обязательно

Узнаешь быстро прилагательные.

3.Игра – соревнование «Кто больше назовёт прилагательных».

- Давайте сейчас устроим соревнование. Кто больше назовёт прилагательных из рифмовки, которую я только что вам прочла, тот и будет победителем.

Дети называют запомнившиеся имена прилагательные, выявляют победителя.

Физминутка.

III. Работа над именем прилагательным как частью речи.

1. Слово учителя об имени прилагательном как части речи.

- Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять Имя существительное. Но неразрывно с Именем существительным связано и Имя прилагательное. Эти части речи всегда рядом.

2.Распознавание частей речи.

- Давайте вернёмся к орфографической минутке и посмотрим, какие же части речи мы написали (имя существительное, имя прилагательное)

- Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, укажите над словом часть речи.

IV. Классификация имён прилагательных.

- Для чего существуют прилагательные в нашей речи? (чтобы полнее и точнее описать предмет)

- Вы уже знаете, что при помощи им. прилагательных можно описать цвет предмета, но ведь этого недостаточно, не правда ли? (да)

Учитель открывает таблицу и знакомит детей с её содержанием:

Прилагательные обозначают признак предмета по:

форме

прямой, кривой

размеру

узкий, огромный

цвету

красный, лимонный

свойству

прочный, хрупкий

вкусу

горький, вкусный

весу

тяжёлый, лёгкий

запаху

ароматный, пахучий

температуре

тёплый, холодный

звуку

громкий, тихий

общей оценке

важный, вредный

- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные? (форма, размер, и т. д.)

- Давайте дополним таблицу своими примерами.

Дети называют свои примеры, а учитель записывает их в четвёртый столбик таблицы.

V. Диктант с грамматическим заданием:

- Найти в тексте имена прилагательные, подчеркнуть их и указать часть речи.

В яркий солнечный день маленький Петя и его старшая сестра Ольга пошли на ближний луг. Там они нарвали красивый букет цветов для мамы.

- Назовите им. прилагательные, которые вы подчеркнули (яркий, солнечный, маленький, старшая, ближний, красивый)

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

VII. Организация на перемену.

Умение пользоваться разными видами чтения

Умение слушать

Умение строить рассуждение

Построение речевого высказывания

Смысловое чтение

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения в игре

интерес к изучению языка;

Осознанное построение речевого высказывания

извлекать информацию, представленную в табличной форме

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (табличную)

Рефлексия

Умение задавать вопросы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм д ...

Плюсы и минусы использования сети
Быстрое и стремительное развитие IT структуры в России открывает перед институтом образования новые перспективы и возможности. Колоссальный потенциал данной отрасли был отмечен и на самых высоких уровнях правительства. Как сказал бывший президент РФ В.В. Путин "К 2008-2010 году мы и Интернет у ...

Психологические проблемы соматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали сни ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru