Если поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности ребенка в данный момент. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность: «Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность)».
Около 80% чувственных впечатлений аутичный ребенок получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Взгляд может "выражать больше, чем слова". Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения. Полностью раскрытые глаза аутичного ребенка ("во все глаза") говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью.
В качестве мимической формы потупленные глаза, свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности и отчаянии. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить пренебрежительное поведение аутичного ребенка.
Прищуренные глаза ребенка выражают, подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызываются, в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, при попадании в глаза инородного тела. Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства. Глаза, закрытые без напряжения, во время сна или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений, глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили.
Аутичным детям часто присущ косой взгляд. Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Также этот взгляд служит в качестве укрытия от оптических раздражений.
Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо отсутствие такого интереса. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд ребенка блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждание взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе ребенка. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно "прохладной" мимикой, тогда создается впечатление обиды.
Наморщенные брови у аутичного ребенка обычно связаны с напряжением, неудовольствием, выходящим за рамки нормального состояния или отражающим гнев и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца - наоборот - выражают в определенных ситуациях удивление ребенка, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой радость, удовольствие. Эти моменты важно использовать в занятиях с аутичными детьми. Губы, выпяченные вперед, следует расценивать как враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, этим выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления аутичного ребенка, даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано состоянием здоровья, то тогда можно говорить о склонности данного ребенка к издевательскому и презрительному отношению.
Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности и призывающим к осторожности. Опущенные уголки рта Дарвин называл "рудиментом плачущего человека". Такие уголки рта являются элементом реакции горечи. Расслабленно опущенные вниз уголки рта свидетельствуют о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Это выражение характеризуют также словами «у него вытянулось лицо». Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то таким образом изображается активная поза обесценивания, недооценивания чего-либо, отвращения, издевки, недоброжелательности и угрюмости. Сжатые губы выражают отстраненность.
«Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает упрямство. Голова, расслабленно откинутая назад у аутичных детей, говорит о снижении концентрации внимания и нередко о мечтательных состояниях. Отворачивание головы, как уклоняющееся движение свидетельствует о том, что заинтересованность у аутичного ребенка в том или ином объекте отпала». Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. При варианте исполнения из стороны в сторону отворачивание головы превращается в отрицательный сигнал. Отворачивание за счет поворота головы может, таким образом, иметь следующие значения: "Нет, я не могу", "Я не знаю" и "Я не стану".
Информация по педагогике:
Методы и формы проверки и оценки знаний, используемые на уроках литературы
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми умениями и навыками. Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контроль ...
Эстетический потенциал математики как науки
Эстетический потенциал математики в практике обучения часто недооценивают. Однако на протяжении веков пути математики и различных видов искусства переплетались. Поэтому исторические сведения предоставляют благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Зачастую в кругу цифр и мате ...
Система деятельности социального педагога
Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1. Схема 1. Система деятельности социального педагога Сферой приложения ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.