Сравнительный анализ тестирования показал, что на контрольном этапе значительно повысилась Валеологическая грамотность учащихся: 9 учащихся (45%) показали высокий уровень, 9 учащихся (45%) – средний уровень и только 2 учащихся (10%) показали низкий уровень представления о нормах поведения в данной валеологической ситуации.
Итоги сравнительного анализа результатов анкетирования и тестирования доказывают положительное влияние проведенной работы и эффективность условий формирования у младших школьников в учебном процессе ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Актуальность темы, рассматриваемой в данной работе, в наши дни все более возрастает. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Современные школьники представляют собой основной трудовой потенциал населения, здоровье которого – индикатор благополучия страны. Решить эту важную государственную проблему поможет валеология – наука о здоровье. Валеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.
Поставленные в ходе исследования задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
В результате анализа научной литературы по данной проблеме нами были раскрыты понятия «ценность», «ценностное отношение». С помощью психолого-педагогической литературы нам удалось понять сущность здорового образа жизни. Мы провели анализ состояния проблемы в теории и практике школы. Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни.
В ходе экспериментальной работы были выявлены условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни в учебном процессе:
1). Проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу – не работать с душой ребенка. Важно, чтобы по мере освоения валеологической культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости.
2). Насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни. Любой предмет начальной школы должен содержать валеологические знания. Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживание и здоровье организма в целом и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.
3). Обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников. Младший школьник должен уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены. Удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее – в потребность.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы доказывают эффективность проведенной нами работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе.
Практическая значимость данной работы - в методических рекомендациях, разработанных нами. Они реализуют ценностное отношение к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе:
¾ валеологические выставки на разных уроках в начальной школе;
¾ контрольные работы с валеологическим содержанием;
Информация по педагогике:
Педагогическое наследие гербарта
Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные труды Гербарта («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816; рус. пер. 1875), «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т. 1-2, 1824-25), «Очерк лекций ...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в
9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...
Закономерности обучения
Закономерности обучения – это существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню обр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.