Целью анкетного опроса явилось изучение отношения учащихся 7-х классов к физическому воспитанию. Всего было опрошено 100 учащихся 7-х классов СШ № 67. В соответствии с полученными данными учебные занятия по физическому воспитанию регулярно посещают 92% учащихся. Основными причинами непосещения занятий являются такие, как «по болезни» и «не интересно».
Для оценки мотивов учебной деятельности устанавливается их ранг по проценту опрошенных, отнесших каждый мотив к графе «верно». Результаты изучения одних и тех же мотивов учебной деятельности учащихся на уроках физического воспитания показали, что их ранги у мальчиков и девочек различны. Так, у мальчиков мотивы занятий в соответствии с их рангами распределились следующим образом: укрепить здоровье (92,9 % от числа опрошенных), активно отдохнуть, развлечься (62,5 %), воспитать силу воли (28,6 %), получить отметку (33,9 %), приобрести красивую фигуру, телосложение (85,7 %), общение с друзьями (44,6 %). У девочек мотивы занятий распределились следующим образом: укрепить здоровье (81,8 %), приобрести красивую фигуру, телосложение (79,5 %), получить отметку (63,6 %), активно отдохнуть, развлечься (59,1 %), воспитать силу воли (18,2%), общение с друзьями (47,7 %). Девочки, как и мальчики, в наибольшей мере акцентируют в физическом воспитании его оздоровительный аспект. Одновременно они выделяют в качестве одного из важных мотивов его эстетическую сторону. В меньшей мере их интересует общение с друзьями, воспитание силы воли. Особый интерес в связи с целью работы представляют предпочтения (интересы) учащихся по отношению к различному содержанию физического воспитания (видам спорта). Для их изучения учащимся было предложено выбрать один из трех показателей привлекательности различных видов спорта, которыми они хотели бы заниматься на занятиях по физическому воспитанию.
Мы получили следующие показатели предпочтения учащихся к различным видам спорта по критерию «нравится на уроке физической культуры всегда»: легкая атлетика – 18%, баскетбол – 42%, волейбол – 39%, футбол – 47%, гандбол - 9%, плавание – 18%, борьба – 23%, бокс – 6%, тяжелая атлетика – 5%, спортивная гимнастика – 14%, настольный теннис – 21%, гребля – 6%, лыжный спорт – 2%. Анализируя полученные по этому критерию данные, можно сказать, что учащиеся 7-х классов отдают предпочтение спортивным играм (футбол, волейбол, баскетбол), легкой атлетике, борьбе и настольному теннису.
Рассмотрение причин, мешающих заниматься физической культурой и спортом, позволило установить, что учащиеся на первое место поставили причину «нет секций по любимому виду спорта» (12 %). Среди других причин отметим такие, как «много времени уходит на подготовку уроков» (9 %), «нет желания заниматься» (7,0 %), «нет поблизости от дома спортивных сооружений» (6 %), «занимаюсь в других кружках» (4 %), «не позволяет здоровье» (2 %).
В экспериментальной группе был проведен еще один опрос, целью которого явилось изучение отношения учащихся 7-х классов ЭГ к проектной деятельности. Мнение учащихся о работе над проектом было следующим:
1. Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности:
- 62% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.
- 56% учащихся выделяют как самый интересный - исследовательский этап проекта;
- 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта;
- 12% - презентацию.
2. По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.
3. На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:
· распределять правильно время
· анализировать собственные действия
· презентовать результаты своего труда
· доделывать все до конца
· достигать поставленной цели
· рассматривать тему с разных точек зрения
На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что метод проектов известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрка. Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектированию и постановке этой проблемы в теории и практике педагогического производства.
2. Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство: всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев); развитие творческих способностей (П.П. Блонский); развитие самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий); подготовке воспитанников к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко); слияние теории и практике в обучении (Е.Г.Каганов, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н.Шульгин).
Информация по педагогике:
Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...
Основные характеристики кредитно-модульной системы
КМС – ориентированная на студента система для накопления и передачи кредита, основана на прозрачности результатов и процессов обучения. Эта система нацелена на облегчение планирования, хода, развитие, признание и соответствие квалификаций и модулей обучения, так же как и на студенческую мобильность ...
Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.