Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебном процессе для формирования знаний по теме «туризм». Исходя из этого, основная задача педагогического эксперимента заключалась в определении эффективности разработанной технологии на теоретических уроках по физической культуре. По своим целям эксперимент был формирующим, по организации - естественным, так как он проходил в обычных условиях учебной деятельности учащихся.
Педагогический эксперимент проводился в условиях учебного процесса средней школы №67 города Гомеля. Испытуемыми были 100 учащихся 12—13 лет четырех параллельных классов. Из них 7 «А» и 7 «Г» класс считались контрольным, 7 «Б» и 7«В»— экспериментальным.
В экспериментальной группе в течение эксперимента проводились теоретические уроки по физической культуре на тему «туризм», а так же был использован метод проектов. Который предусматривал разработку проекта на тему «туризм», а точнее разработка проекта двухдневного туристического похода. Занятия в контрольной группе проводились школьным учителем по общепринятой школьной программе по физическому воспитанию, экспериментальная группа занимался по разработанной технологии.
Необходимо отметить, что при осуществлении педагогического эксперимента мы придерживались общепринятых правил его использования в психолого-педагогических исследованиях, которые предполагают, что КГ и ЭГ проходят обучение параллельно, а после завершения эксперимента проводится сравнительный анализ полученных результатов.
Педагогический эксперимент проходил в два этапа. Кратко остановимся на характеристике каждого из них.
Первый этап эксперимента был констатирующим. Его основная задача заключалась в определении исходного уровня сформированности знаний по туристическим навыкам у учеников КГ и ЭГ, что позволило уравнять данные группы по изучаемому нами признаку. На данном этапе эксперимента мы проводили педагогическое тестирование учеников КГ и ЭГ.
Использование тестовых заданий позволило нам выявить уровень сформированности знаний по туристическим навыкам у учеников КГ и ЭГ.
Рассмотрим результаты, которые были получены в ЭГ и КГ до педагогического эксперимента. Все полученные данные представлены в таблице 3. Поскольку измерения, проводимые в данном исследовании, относятся к порядковой шкале, то для сравнения полученных результатов у учеников КГ и ЭГ мы использовали медиану (Me).
Таблица 3 Результаты педагогического тестирования в КГ и ЭГ до эксперимента (в баллах)
Знания о туризме |
Группы | |
ЭГ |
КГ | |
Понятие туризм. Виды туризма |
4 |
4 |
Правила подготовки к пешему турпоходу |
5 |
4 |
Туристическое снаряжение |
4 |
4 |
Туристический быт |
4 |
5 |
Ориентирование на местности и первая доврачебная помощь |
5 |
5 |
Краеведческие навыки |
4 |
4 |
Для определения статистических различий между КГ и ЭГ по уровню сформированности знаний по туристическим навыкам у учеников был использован непараметрический U - критерий Уилкоксона (Манна-Уитни). Выбор этого критерия обусловлен тем, что для определения статистических различий (проверки нулевой гипотезы) между независимыми выборками в порядковой шкале применяются непараметрические критерии.
Одним из широко используемых в педагогических исследованиях непараметрических критериев и является U-критерий Уилкоксона (Манна-Уитни) [3].
Определение различий между КГ и ЭГ по уровню сформированности знаний по туристическим навыкам с помощью данного критерия показало, что статистических различий между этими двумя группами не обнаружено. Для более наглядного восприятия данные таблицы 3 представлены на рис.1.
Рис.1. Показатели уровня сформированности знаний о туризме у учащихся КГ и ЭГ до эксперимента
Информация по педагогике:
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Проектный метод как способ развития социальных компетентностей
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученн ...
Методика работы социального педагога с различными категориями семей
В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. К примеру, типология семьи по ее функциональной состоятельности, или учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов, или типология семьи по т ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.