Примечание: 1 – понятие туризм, виды туризма 2 – правила подготовки к пешему походу 3 – туристическое снаряжение 4 – туристический быт 5 – ориентирование на местности и первая доврачебная помощь 6 – краеведческие навыки
На основе анализа полученных результатов можно констатировать, что сравниваемые группы статистически не различаются по исследуемому признаку что говорит об идентичности КГ и ЭГ. Установление этого обстоятельства позволило нам начать проведение формирующего этапа педагогического эксперимента, не опасаясь, что различия в исходных данных могут оказать побочное влияние на определение эффективности разработанной технологии «метод проектов» по формированию знаний по туризму у учеников среднего школьного возраста на теоретических занятиях по физическому воспитанию.
Второй этап педагогического эксперимента был формирующим. Основной задачей данного этапа было проведение теоретических занятий по физическому воспитанию для учеников ЭГ с целью формирования знаний по туризму у учеников ЭГ, а также основной частью эксперимента было внедрение и реализация метода проектов в педагогический процесс физического воспитания. Этот этап работы заключался в следующем: экспериментальные классы разделили на четыре группы, и каждая из них должна была разработать детальный проект двухдневного туристического похода. Учащимся было предложена схема разработки проекта, а также соответствующая информация по туристическим навыкам и умениям. Перед началом проектной деятельности у учащихся ЭГ не были сформированы проектные умения и навыки. Поэтому в ходе проектировочной деятельности учащиеся должны научиться проектировочным умениям. Критерием оценки этих работ служили определенные проектировочные умения. Проектировочные умения:
1 - умение анализировать и подбирать нужный материал
2 – умение разработать структуру проекта
3 – умение разработать и реализовать план технологии проекта
4 – умение выбрать стратегию и тактику по разработке проекта
5 – умение подвести итоги проектировочной деятельности
После проведения теоретического курса и разработке проекта турпохода было осуществлено повторное педагогическое тестирование учеников КГ и ЭГ с целью определения у них уровня сформированности знаний по туризму. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Динамика уровня сформированности знаний о туризме у учащихся КГ и ЭГ за период эксперимента (в баллах)
Знания по туризму |
Группы | |||
ЭГ |
КГ | |||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента | |
Понятие туризм. Виды туризма |
4 |
8 |
4 |
6 |
Правила подготовки к пешему турпоходу |
5 |
8 |
4 |
5 |
Туристическое снаряжение |
4 |
8 |
4 |
6 |
Туристический быт |
4 |
8 |
5 |
6 |
Ориентирование на местности и первая доврачебная помощь |
5 |
8 |
5 |
6 |
Краеведческие навыки |
4 |
7 |
4 |
5 |
Прежде чем перейти к рассмотрению полученных результатов после формирующего эксперимента и сделать их сравнительный анализ, необходимо выявить динамику формирования знаний о туристических навыках учащихся КГ и ЭГ за время эксперимента.
Изменения, которые произошли в плане формирования знаний о туризме учеников КГ за время формирующего эксперимента, представлены на рис.2.
Рис.2. Динамика уровня сформированности знаний о туризме у учащихся КГ за время эксперимента
Информация по педагогике:
Сущность понятия «развивающая среда»
И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен осуществля ...
Предзащита и защита творческих работ
Защита творческих работ учащимися выступает для руководителя показателем успешности и эффективности проделанной им работы. Целями предварительного представления результатов творческой работы для школьников являются систематизация проделанной работы, понимание того, что получено самостоятельно, что ...
Возрастные особенности старших школьников в процессе обучения и воспитания
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического р ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.