Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л. Предтеченской в применении к курсу "Мировая художественная культура", используется в нашей программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.
В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае соотносится содержание каждого года обучения с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод "шаг за шагом"); "развития по спирали" (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:
1класс - "Музыка, музыка всюду нам слышна";
2 класс - "Музыкальная прогулка";
3 класс - "О чем рассказывает музыка";
4 класс - "Музыкальное путешествие".
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как "Музыкально-театральные жанры", "Музыкальные инструменты", "Музыка - живопись - поэзия", "Основы музыкальной грамоты".
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).
В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили:
стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч.10 №12 "Революционный"; А. Скрябин. "Прометей" и др.);
стиль творчества отдельного композитора (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);
стиль музыкального течения ("Могучая кучка");
стиль направления (венский классицизм).
Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип "развития по спирали". Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.
Информация по педагогике:
Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской
деятельностью
При определении показателей сформированности умений и навыков исследовательской деятельности мы пользовались работами следующих авторов: А.И. Савенков Л.Н. Прохорова А.И. Савенков выделяет четыре блока, характеризующих исследовательское мышление: 1. Культура мышления; 2. Конвергентное мышление; 3. ...
Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в
9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...
Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.