Остальные тематические блоки - "Духовная музыка", "Музыка в кинофильмах и мультфильмах" - более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. С целью расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы "Духовная музыка: Россия и Запад" (М.: Просвещение, 1993).
Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса - третий (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.
Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1-4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой, необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.
В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.
Класс |
Тема |
Методические задачи |
1 |
Музыкальные инструменты. Тембры-краски |
Знакомство со звучанием отдельных музыкальных инструментов (челеста, флейта, арфа, скрипка) |
2 |
Тембры-краски |
Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов (орган, фортепиано, клавесин). Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов |
3 |
Струнные смычковые инструменты |
Выразительные возможности музыкальных инструментов (на примере отдельных струнных смычковых инструментов) |
4 |
Симфонический оркестр |
Выразительная роль групп музыкальных инструментов в создании образа произведения |
Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем ("Тембры-краски", "Знаки препинания в музыке"), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной "лесенки-чудесенки", музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые "легкие" темы ("Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!", "Легко ли стать музыкальным исполнителем?" и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом "от обратного" постичь смысл содержания урока.
Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.
Информация по педагогике:
Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития
исследовательской деятельности
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. В программе «Из детства – в отрочество ...
Задачи математического образования в подростковой школе
Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период раз ...
Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.