Учебно-педагогический комплект по программе В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр ’’Музыкальное искусство’’ для 1-4 кл. Методический комплект
Методологическое осмысление целостного процесса познания музыкального искусства позволяет выделить следующие содержательно-обобщающие положения:
1. Музыка отражает жизнь на философском уровне. Отсюда музыка есть отражение диалектики жизни, а ее содержание - это человеческий опыт нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественных образах специфическим для данного вида искусства языком.
2. Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии и отношении к нему черты привычности, повседневности, обыденности и пр., становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания).
3. Деятельность учителя - это не работа по "трансляции" знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его методическое творчество в организации исследовательской деятельности школьников. Это заставляет коренным образом пересмотреть традиционное определение методики ("совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отдел педагогики, излагающий правила, методы преподавания") и понимать ее как науку, как раздел педагогики искусства.
Авторы данного учебно-методического комплекта принципиально исходят из положения, которое по-новому раскрывает сущность методики преподавания музыки (ее роль и место): отношение методики и методологии есть отношение формы к содержанию и, следовательно, методика есть форма методологии. Знание - это процесс, поэтому методика как наука по сути есть процессуальная форма конкретизации философского содержания музыки.
В свете приведенных положений о роли учителя и ученика в целостном учебно-воспитательном процессе познания музыки и о содержании самого объекта познания развернутое определение методики может быть сформулировано следующим образом:
Методика как форма конкретизации методологии есть творчество учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатленного в музыкальном искусстве, и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения. Основополагающая методическая идея программы в том, что любая деятельность школьников на уроках музыки должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме. К чему это ведет?
Прежде всего, к тому, что воспроизведение детьми на уроках генетической природы искусства в собственной деятельности открывает возможность преодолеть "разрывы" в учебно-воспитательном процессе, которые в рамках традиционного (эмпирического) подхода к преподаванию искусства становятся причиной неэффективного обучения. Например:
а) Отчуждение между ребенком и музыкой, между ребенком и композитором. Оно снимается погружением в истоки музыкального искусства и в "технологию" создания произведения, что дети и воспроизводят в собственной музыкально-художественной деятельности "через себя".
Здесь уместно процитировать "Методическую листовку" 1919 года: "Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать.".
б) Творчество детей уже не может оставаться беспочвенным (беспредметным), выражаться в чем-то отвлеченном, произвольном, не адекватном жизненному содержанию музыки, так как содержательные знания, которые дети приобретают на основе погружения в истоки искусства и понимания смысла собственной деятельности, делают само творчество осмысленным и предметно-конкретным.
в) Отрыв содержания искусства от формы. Он ликвидируется за счет того, что рассмотрение детьми каждого элемента, явления музыки, анализ каждого произведения протекает как движение мышления от содержания к форме.
Информация по педагогике:
Влияние учения на развитие личности
На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющее значение имеет усвоение и развитие речи в системе обучения. К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка: во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного нор ...
Система упражнений в организации
обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...
Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие за ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.