Тематическое планирование

Страница 5

Учебно-педагогический комплект по программе В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр ’’Музыкальное искусство’’ для 1-4 кл. Методический комплект

Методологическое осмысление целостного процесса познания музыкального искусства позволяет выделить следующие содержательно-обобщающие положения:

1. Музыка отражает жизнь на философском уровне. Отсюда музыка есть отражение диалектики жизни, а ее содержание - это человеческий опыт нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественных образах специфическим для данного вида искусства языком.

2. Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии и отношении к нему черты привычности, повседневности, обыденности и пр., становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания).

3. Деятельность учителя - это не работа по "трансляции" знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его методическое творчество в организации исследовательской деятельности школьников. Это заставляет коренным образом пересмотреть традиционное определение методики ("совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отдел педагогики, излагающий правила, методы преподавания") и понимать ее как науку, как раздел педагогики искусства.

Авторы данного учебно-методического комплекта принципиально исходят из положения, которое по-новому раскрывает сущность методики преподавания музыки (ее роль и место): отношение методики и методологии есть отношение формы к содержанию и, следовательно, методика есть форма методологии. Знание - это процесс, поэтому методика как наука по сути есть процессуальная форма конкретизации философского содержания музыки.

В свете приведенных положений о роли учителя и ученика в целостном учебно-воспитательном процессе познания музыки и о содержании самого объекта познания развернутое определение методики может быть сформулировано следующим образом:

Методика как форма конкретизации методологии есть творчество учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатленного в музыкальном искусстве, и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения. Основополагающая методическая идея программы в том, что любая деятельность школьников на уроках музыки должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме. К чему это ведет?

Прежде всего, к тому, что воспроизведение детьми на уроках генетической природы искусства в собственной деятельности открывает возможность преодолеть "разрывы" в учебно-воспитательном процессе, которые в рамках традиционного (эмпирического) подхода к преподаванию искусства становятся причиной неэффективного обучения. Например:

а) Отчуждение между ребенком и музыкой, между ребенком и композитором. Оно снимается погружением в истоки музыкального искусства и в "технологию" создания произведения, что дети и воспроизводят в собственной музыкально-художественной деятельности "через себя".

Здесь уместно процитировать "Методическую листовку" 1919 года: "Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать.".

б) Творчество детей уже не может оставаться беспочвенным (беспредметным), выражаться в чем-то отвлеченном, произвольном, не адекватном жизненному содержанию музыки, так как содержательные знания, которые дети приобретают на основе погружения в истоки искусства и понимания смысла собственной деятельности, делают само творчество осмысленным и предметно-конкретным.

в) Отрыв содержания искусства от формы. Он ликвидируется за счет того, что рассмотрение детьми каждого элемента, явления музыки, анализ каждого произведения протекает как движение мышления от содержания к форме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по педагогике:

Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организ ...

Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...

Роль отца в развитии ребенка
В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru