Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Образование и педагогика » Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах » Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Страница 2

Наконец, учащиеся переходят к следующему этапу - к творческому, который характеризуется тем, что учащиеся получают только задание, а как его выполнить, им не подсказывают.

Творчество - это завершающий этап изучения темы. Только имея реальные, а не формальные знания, учащиеся смогут самостоятельно применить их в определенных условиях. Но творческому применению знаний надо учить. Нередко, убедившись в умении учащихся узнавать данные орфограммы, изменять грамматические формы слов в соответствии с правилами, учитель считает, что тема усвоена.

Между тем знания можно считать реальными лишь тогда, когда учащиеся могут применять их по собственной инициативе, привлекая эти знания для разрешения встречающихся в процессе творческого письма трудностей. Эта стадия усвоения не приходит сама собой: от узнавания и конструирования учащиеся постепенно переходят к упражнениям творческого характера.

Основными видами творческих работ, в связи с обучением орфографии, являются подбор примеров по определенному заданию и написание сочинений.

Учащиеся по требованию учителя приводят свои примеры на разных стадиях изучения темы: и сразу же после объяснения, и в период закрепления материала, и в момент его повторения.

В упражнения целесообразно включить такие варианты орфограммы:

I. Варианты орфограммы, имеющей лексико-семантическую особенность.

1) слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному в зависимости от смысла: ложь - лож, тушь - туш.

II. Варианты орфограммы, имеющие фонетико-морфологические особенности:

2) существительные 1-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой:

на мягкий шипящий: задач, чащ;

на тв. шипящий: крыш, рогож

3) существительные 2-го скл. (в Р. п. мн. ч.) с основой на мягкий шипящий: училищ, пастбищ, жилищ, полчищ, сокровищ и т.п.;

4) существительные 2-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:

на мягкий шипящий: богач, клещ;

на твердый шипящий: камыш, саквояж

5) существительные 3-го скл. (в И. п. и В. п. ед. ч.) с основой:

на мягкий шипящий, картечь, мощь;

на твердый шипящий: роскошь, залежь.

Особое внимание следует уделить существительным 1-го склонения с основой на мягкий шипящий (туч, рощ) и существительным 3 скл. с основой на твердый шипящий (залежь, роскошь и под.).

Мы считаем, что в начальной школе нужно изучать все представленные выше варианты орфограммы, т.к. их представитель встречаются в учебниках по русскому языку.

О степени трудности вариантов орфограмм.

Важная исследовательская задача - выяснит степень трудности вариантов орфограмм. Методика этого научного исследования такова.

Прежде всего, был составлен текст для диктанта, в который вошло одинаковое количество "представителей" вариантов орфограммы, и предложен учащимся 3 "А" класса Кизлярской средней школы № 5.

Затем диктанты были проверены, соответствующие орфографические ошибки были подвергнуты количественному и качественному анализу. В результате мы располагаем данными о степени трудности вариантов орфограммы "Правописание Ь после шипящих на конце существительных".

Таблица

Слова, которые были включены в диктант

Процент ошибок

1

рожь

-

2

камыш

18.1

3

картечь

27.2

4

училищ

36.3

5

задач

18.1

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики с учётом возраста учащихся
Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходи ...

Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузска ...

Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»
Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, метод ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru