Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Образование и педагогика » Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах » Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности

Страница 3

Чтобы установить степень трудности вариантов орфограммы, в текст диктанта были включены такие "представители" этих вариантов.

1) рожь; 2) камыш; 3) картечь; 4) училищ; 5) задач.

По данной ниже таблице можно судить о том, какие варианты орфограммы особенно трудны для учащихся (см. таблицу).

Трудности в отношении написания представляют для учащихся такие слова: училищ (36.3%) , картечь (27.2%) , задач (18.1%) , камыш (18.1%) .

По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены индивидуальные беседы.

Правило "Ь после шипящих на конце существительных" по действующим программам вводится до изучения падежных окончаний, т.к. употребление Ь объясняют родом имен существительных, а он изучается до склонения. При этом обычно игнорируются две существенные детали: во-первых, мы узнаем, что существительное относится к ж. р. благодаря тому, что на конце его пишется Ь, а пишем Ь, потому что знаем, что это существительное ж. р. ; во-вторых, ж. р. не является достаточным основанием, чтобы решить орфографическую задачу, т.к. существительное ж. р. на шипящий могут писаться и без мягкого знака, если они не относятся к 3 скл. (муж, крыш, кож и т.п.).

Анахронизм данного правила давно подмечен лингвистами, которые неоднократно предлагали писать все слова с основой на шипящий без Ь. Сегодня мы все еще вынуждены писать камыш, но мышь; нож, но рожь и т.п., и хотя в обоих случаях на конце слов один и тот же непарный твердый согласный звук [ш].

Значит, по слуху не определишь, писать ли Ь, и, следовательно, это орфограмма (хотя для парных по мягкости-твердости согласных здесь позиция сильная; на конце слова они хорошо различают слова мел-мель, жар - жарь, угол-уголь и многие другие).

Проходя практику в начальной школе на протяжении нескольких месяцев, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь упорным ежедневным тру­дом, начиная с 1 класса. Но, на мой взгляд, насыщенной может быть работа в 3 классе.

Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографиче­ской зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки ра­бот в тетрадях. Проверяю их все, и каждый день, испробовала разные приемы ис­правления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю невер­но написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчерки­ваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в дан­ную орфограмму (или слово) и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях су­ществительных и прилагательных зачеркиваю.

Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безудар­ной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накану­не контрольной работы. Положительный результат дают такие приемы:

проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки (из рассказа «Зима» — красавица, выпал, началась, выглянуло, одарил, метель);

письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в «Книге для чтения»):

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.

Дети находят каждую орфограмму, проверяют ее под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом:

найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым предложением рассказ (если получится);

выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.:

выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания .;

подберите слова к схемам:

∩; ∩ ٱ ; ¬ ∩ Ù ٱ

выпишите из «Словаря» слово трактор; подберите родственные слова из раз­ных частей речи (тракторист, тракторный);

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Общие проблемы культуры речи
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и ...

Средства формирования универсальных учебных действий
«Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются в ...

Понятие процесса формирования разносторонне развитой личности
Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понима ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru