найдите 5—6 слов в «Словаре» с гласной о (е, и, я) в корне (можно не однокоренное);
спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске): р .сую, р .сование, зар .совка, нар .совал.
Эти и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать грамотность.
Для индивидуальной работы над ошибками с I класса использую памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку, например, слово каток или слово девочка. И так поступает с каждым, словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.
В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет правильную букву (это первый этап). По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенной ошибкой. Составляем памятку работы над ошибками, вклеиваем ее в дневник.
Говорю ученику: «Определи. Саша, правило, на которое ты допустил ошибку. Прочитай в памятке, как ее проработать и выполни на доске». Па примере Саши учится весь класс. Такую «показательную» работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно ее выполнить. Но даже и тогда выбор загадки, в которой есть 2—4 слова с безударной гласной:
Кто висит вниз головой?
работа с текстом, записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне):
В белый цвет выкрасил мороз леса.
На деревьях лежат следы птиц .
выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а (е, и, я), запись их, проверка: растение, гладилка, цветочница;
игра «Кто больше?» (кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время);
запись однокоренных слов в определенном порядке (с ударением в корне, приставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистит;
выбор проверочного слова:
с .ринка (сор, сорить)
п .скливый (писк, пищит);
запись нескольких проверочных слов:
пять, пятый — п .тёрка
вред, вредно — вр .дить, вр .дитель;
10) выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной, сравнение их написания:
Кончил дело — гуляй смело.
Конец — всему делу венец.
Добрая слава дороже богатства.
Лень добра не делает.
Написание безударной гласной зависит иногда от лексической стороны корня, которая понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вставить гласную: Нина ( .) пол .скала собаку. Хозяйка ( .) пол .скала бельё. Дедушка ( .) зап .вал лекарство молоком. Певец ( .) зап .вал весёлую песню.
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с «Орфографическим словариком» и «Словарем», помещенным в конце учебника «Русский язык».
Вот некоторые упражнения:
эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности. При проверке тетрадей, обнаружив ошибку, к примеру, в слове поля, провожу следующую работу:
1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:
Кругом пшеничные п .ля.
П .левые работы идут каждый день.
Мыши п. .левки приносят вред.
Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради, а в памятку «Мои ошибки» вписывает слово поля;
в классе по моему заданию из своей памятки «Мои ошибки» ученик выписывает 3—5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова, (разные части речи), проводит их морфемный анализ;
Информация по педагогике:
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Для определения эффективности предложенной технологии нами был использован педагогический эксперимент. Данный метод исследования в нашей работе является основным, поскольку его применение позволяет сделать вывод о целесообразности использования разработанной нами технологии метода проектов в учебно ...
Принципы цели и задачи экологического воспитания
Задача и формирование экологической грамотности у старших школьников является одной из сложных и в то же время актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностны ...
Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.