Рассмотрим особенности деятельности обучающегося в зависимости от общей направленности мотивации (таблица 1).
Таблица 1. Зависимость деятельности от общей направленности мотивации (Д.Маклеланд, Х.Хекхаузен)
Характеристики деятельности |
Дети с мотивацией (мотивом) | |
Стремление к успеху. Позитивные переживания |
Избегание неудач. Негативные переживания | |
Ситуации достижения, задачи деятельности |
В поиске ситуаций достижения, задач деятельности |
Избегают ситуаций достижения, задач деятельности |
Цель |
Выбирают цели посильные, выше средней трудности. Потребность достичь цели. Ожидание успеха. Позитивные переживания |
Выбирают очень легкие или очень трудные цели. Потребность избежать неудачи. Ожидание неудачи. Негативные переживания |
Действие |
Проявляют настойчивость и самостоятельность. Осуществляют инструментальные действия, направленные на достижение цели. Позитивные переживания |
Имеют склонностью к поиску помощи в любой деятельности. Осуществляют действия, направленные на избегание неудачи. Негативные переживания |
Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний) |
Эффективны: в случае неудачи – снижают, в случае победы – повышают трудность задачи |
Успех приводит их к выбору легкой цели, неудача - к выбору более трудной цели. Как неудача расценивается любой результат, не совпадающий с образцом |
Оценка окружающих |
Поиск обратной связи. Отсутствие страха критики, предпочтение критической оценки. Критика рассматривается как возможность для дальнейшего совершенствования продукта деятельности |
Игнорирование. Страх перед оценкой окружающих. Страх критической оценки |
Самооценка и атрибуция причин |
Реалистична и устойчива. Успех считают своим, неудачу относят за счет обстоятельств |
Завышенная, заниженная, неустойчивая. Успех относят за счет обстоятельств, неудачу – на свой счет (недостаток способностей) |
Планирование временной перспективы |
Реалистичное, у детей с высоким уровнем достижений – долгосрочное |
Узкое или очень глобальное; у детей с высоким уровнем мотивации избегание – отклонение от умеренного планирования |
Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:
потребности – источники активности обучающегося;
мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;
цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;
переживания – регуляторы поведения обучающегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.
Первый структурный элемент мотивации, который мы рассмотрим более подробно это потребность. Но это не означает, что генетически какая либо потребность была первичной по отношению к соответствующей ей цели или мотиву. Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. Существуют разнообразные классификаций видов потребностей. В качестве основания классификаций выступают: сферы деятельности; объект потребности; функциональная роль; субъект потребности; уровень потребности, содержание.
Информация по педагогике:
Мнение эксперта. Как правильно готовиться к ГИА
- Мы провели онлайн-тестирование 150 тысяч российских девятиклассников и выяснили, что у них огромные проблемы с решением практических задач, - рассказал глава методической комиссии по разработке заданий по математике для ЕГЭ и ГИА Иван Ященко. - По сути, треть девятиклассников сейчас просто не гот ...
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении ...
Сущность социально-педагогической деятельности в
теории и практике современной науки
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.