Понятие и сущность учебной мотивации студентов учреждений СПО

Страница 5

Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание. Результат опредмечивания потребности воплощён в мотиве. Под мотивами понимают различные явления: намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане (А.Н.Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин) и др.

Удобнее использовать понимание мотива как формы существования или реализации потребности. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с формой существования потребности обучающегося и определяющее способ реализации этой потребности обучающимся. Мотивы как формы реализации потребностей формируются и вычерпываются из тех социальных и предметно-действенных обстоятельств, в которых действует обучающийся. И именно мотивы определяют дальнейшее развитие и формирование потребностей от физиологических к социальным и духовным. Изменение и развитие потребностей происходит через их опредмечивание.

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Одним из оснований может быть содержание. Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные, ситуативные и кратковременные. По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые. Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними .

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические, мотивы долга и обязанностии на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные, результативные и мотивы саморазвития.

Выделяют две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности обучающегося личностный смысл, другие, побудительные мотивы, выполняют роль стимуляторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности учащихся характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив "только понимаемый", то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Третий структурный элемент мотивации – это цель. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами (полимотивирована). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности.

Целеобразование - это, во-первых, принятие и удержание целей, поставленных другим человеком перед субъектом, и во-вторых, самостоятельная постановка целей.

Для того чтобы руководить процессом целеобразования, необходимо знать характер целей учащегося и особенности его целеобразования. Умение ставить перед собой цели и работать над их достижением свидетельствует о способности обучающегося к самовоспитанию и саморазвитию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Методика обучения грамматике и морфемике
Задание 1. Составьте библиографический список по теме «Трудные вопросы изучения частей речи в начальных классах» Задание 2. Путем выписки цитат из книги Л.П.Федоренко «Закономерности усвоения родной речи» перечислите закономерности изучения родной речи, принципы обучения русскому языку, основные пр ...

Теоретическая поддержка темы «Бериллий»
Соединения бериллия в виде драгоценных камней были известны еще в древности. С давних пор люди искали и разрабатывали месторождения аквамаринов, изумрудов и бериллов. Есть свидетельства о том, что еще во времена Египетских фараонов разрабатывались изумрудные прииски в Аравийской пустыни. Но только ...

Методы и методики изучения особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей памяти детей дошкольного возраста с нарушением слуха с их нормально развивающими сверстниками. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: Апробировать комплекс психодиагностических методик для выявления особенностей ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru