Система деятельности социального педагога

Страница 1

Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1.

Схема 1. Система деятельности социального педагога

Сферой приложения социальной педагогики являются социальные системы государственной, муниципальной, общественной и частной (благотворительной) деятельности, где сталкиваются социальные и педагогические механизмы взаимодействия, помогающие духовно-нравственному, физическому, психическому и социальному становлению личности в ее жизненном пространстве.

Действующей границей социальных и педагогических механизмов Г.В. Мухаметзянова определяет ролевые структуры. Тогда содержание подготовки социального педагога определяется основными направлениями его деятельности: «содействие формированию и совершенствованию воспитательных систем в среде, способствующих развитию и социальной самореализации личности; взаимодействие с этой целью с воспитывающими силами среды, их диагностирование; организация различных видов социокультурной деятельности детей и взрослых на принципах творчества, самодеятельности; формирование на этой основе системы ценностей» [Музаметзянова]. Таким образом, объектом социальной педагогики являются социальные отношения, предметом социальной педагогики выступает педагогический аспект этих отношений, т.е. воспитание человека в социуме, или социальное воспитание, а социальный педагог призван организовать оптимальное педагогическое взаимодействие личности и среды.

Понятие социальное воспитание трактуется по-разному. Мы придерживаемся следующего определения: «Социальное воспитание – это целенаправленный процесс усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, отношений, способов поведения, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества, общности, группы».

Социальное воспитание направлено на создание условий для физического, психического и социального развития человека, адаптацию человека к сложившимся порядкам и нормам общественного поведения, создание общественных учреждений защиты семьи и детства с их специальным содействием разумной и успешной самоорганизации жизни личности в условиях семьи, школы, окружающей микросреды, просвещение людей в разных сферах жизни (бытовой, культурной, трудовой, гражданской).

Ученые называют главными принципами социального воспитания принципы природосообразности, культуросообразности, демократии, гуманизма, ориентации на общечеловеческие ценности, интеграцию [Неторп].

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и социальных институтов воспитания. Это взаимодействие, в котором происходит воспитание человека, можно представить в виде множества «цепочек» (см. схему 2).

Схема 2. Воспитание как социальное взаимодействие

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Переход на кредитную систему в отечественном образовании
Традиционно в отечественной системе образования мы пользовались понятием академический час. Это как уже говорилось во введении к данной работе довольно растяжимое понятие, академический час может длиться от 40 до 50 минут астрономического времени и поэтому возникает естественная проблема определени ...

Модели дистанционного обучения
В своих статьях авторы рассматривают следующие модели, на которых базируется существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения: Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требова­ния и предназначенное для ...

Структура процесса обучения
Третий общий момент всех видов обучения – это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся). Процесс обучения ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru