Взяв за основу вышеизложенную характеристику особенностей деятельности социального педагога, можно подойти к определению его профессионального модуля.
Семантический смысл понятия «профессиональный модуль» связан с международным словом «модуль» (латинское «meodulus»), основное значение которого – функциональный узел. Принцип модульности определяет подход к организации профессиональной деятельности: отбор целей, содержания, форм и методов деятельности, ориентированных на конкретного клиента, группу, ситуацию, и соотнесение с достигнутыми результатами. Профессиональный модуль позволяет уплотнить содержательно-информационное пространство, задать индивидуальный темп работы и достигнуть определенной технологии педагогического процесса.
Цель деятельности социального педагога выражается в гуманизации социокультурной среды обитания, повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей, а также оказания компетентной педагогической помощи взрослому населению.
Процесс труда социального педагога представляется как профессионально-педагогическая деятельность специалиста, направленная на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах (семья, учебно-воспитательные учреждения, детские приемники-распределители, пенитенциарные учреждения, специальные ПТУ).
Основные характеристики социально-педагогической деятельности позволяют определить подсистемы профессионального модуля – цель и задачи, процесс труда, результат труда – и выделить компоненты готовности социального педагога: профессиональная направленность, компетентность, самореализация, представляющие собой также сложные структуры, состоящие из элементов (схема 3).
Схема 3. Профессиональный модуль социального педагога
Результат труда выражается в показателях социальной адаптации, в состоянии здоровья, социально-преобразующих процессах, психолого-педагогической коррекции, в показателях развития личности.
Модульный подход, основываясь на принципах динамичности и гибкости, паритетности и осознанности в социально-педагогическом процессе, объединяет в себе цели и задачи, выражающие сущность, процесс и результат труда социального педагога.
Таким образом, социальный педагог выполняет сложнейшие задачи развития личности воспитанника, осуществляет его сопровождение на всех этапах школьного возраста.
Изложенные характеристики профессионального модуля социального педагога позволяют наполнить содержанием его деятельность в соответствии с возрастными ступенями развития ребенка (социальный педагог младшего школьного детства, подросткового возраста, юношеского возраста), а самого социального педагога считать ответственным за гармонизацию отношений и гуманизацию среды каждой возрастной ступени.
Принимая за функциональную единицу модуля возраст ребенка, представим систему коммуникации социального педагога следующим образом (схема 4).
Схема коммуникации социального педагога
Социальный педагог каждого конкретного профессионального модуля специализируется на проблемах определенного возраста (физиологических, социальных) и социума.
Чтобы осуществить подобную деятельность, необходимо знать не только важнейшие параметры микросоциальной среды, но и особенности самого школьника. Совокупность этих особенностей выводится в социально-педагогический паспорт школьника.
Информация по педагогике:
ИКТ и современный урок истории в коррекционной школе
Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю коррекционной школы неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособи ...
Понятие и причины девиантного поведения подростков
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характери ...
Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.