В одних цепочках взаимодействие непосредственное, в других – опосредованное. Содержание и характер взаимодействия общества, групп и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Современные формы взаимодействия требуют равенства, демократии, свободы и несовместимы с авторитарностью в воспитании. Они формируются на основе сотрудничества, которое предполагает:
– особую целевую установку педагога на личностный подход;
– совместную жизнедеятельность взрослых и детей;
– коллективную организацию деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;
– диалогичность взаимодействия (в процессе обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);
– эмпатию в межличностных отношениях.
Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступает их со-бытие, со-участие, со-знание, со-творчество. Событие – это и значительное явление в жизни человека, и совместность (со-бытие) происходящего для людей. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, преобразующая, коммуникативная) становится развивающей. Эмоциональное действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть со-участие взрослого и ребенка, способствующее осознанию ребенком своей самостоятельности, пониманию себя как личности, самореализации [Загвязинский].
Самореализация рассматривается как целостный процесс самосовершенствования, диалектически сочетающий в себе самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути человека, это практическое осуществление задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом.
Одним из центральных понятий социальной педагогики является «социализация личности», которое в самом общем виде трактуется как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Социализация (лат. so-cius – товарищ, компаньон, соучастник) – двусторонний процесс: с одной стороны, человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; с другой стороны, он не только обогащается социальным опытом, но и активно воспроизводит систему социальных связей, реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства окружающих людей. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Социализация – это активное включение людей в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности, это процесс предоставления им все больших прав и расширения обязанностей. Именно в этой реальной включенности и происходит воспроизводство социально-культурных образов и норм общественной жизни и их совершенствование.
Факторы социализации, по мнению А.В. Мудрика, условно можно объединить в три группы:
– макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир, страна, общество, государство;
– мезофакторы, влияющие на социализацию больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации) или по типу поселения, в котором они живут (село, поселок, город), а также по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение и др.);
Информация по педагогике:
Педагогические традиции в обучении пересказу
Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания "пересказ близко к тексту" подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но, исходя из ...
Развитие образного мышления дошкольника
Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие за ...
Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются: 1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг; 2. сокращение сроков обучения; 3. возможност ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.