Это делает чрезвычайно острой необходимость разработать технологии социально-педагогической деятельности самой разной направленности. Ибо полноценно технологически оснащенному специалисту значительно легче освоить профессиональную специфику в конкретной области практической деятельности и более эффективно выполнить свои профессиональные функции. Конечно, в настоящее время пока еще рано говорить о полной технологизации работы социального педагога. Однако по многим направлениям социально-педагогической деятельности уже вырабатываются определенные алгоритмы, формируются соответствующие технологии.
Для того чтобы социальные педагоги овладели знаниями и умениями, необходимыми для разработки социально-педагогических технологий и их творческого использования в практической профессиональной деятельности, они должны хорошо понимать, что такое технология вообще и социально-педагогическая технология в частности, а также знания теории менеджмента в целом. Они должны знать, каким образом технологии соотносятся с другими средствами педагогической деятельности (методами, методиками, приемами и т.д.); хорошо представлять себе, какие виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее эффективно решить конкретную профессиональную задачу, и многое другое.
В работе раскрываются теоретические основы разработки социально-педагогических технологий. Предлагаемый авторами подход к пониманию сущности технологий, их систематизации и классификации станет полезным дополнением к другим точкам зрения на эту проблему, а творческое сопоставление и осмысление различных подходов поможет педагогу выработать свою собственную профессиональную позицию.
Также представлены различные технологические подходы к решению наиболее типичных на сегодняшний день социально-педагогических проблем, поскольку охватить все направления социально-педагогической деятельности менеджмента и представить все уже апробированные и только еще формирующиеся технологии работы социального педагога невозможно.
Достаточно подробно освещена деятельность социального педагога в общеобразовательном учреждении. Это – ведущая разновидность социально-педагогической деятельности не только потому, что такая специализация на сегодняшний день самая востребованная, но и потому, что именно общеобразовательные учреждения обеспечивают возможность охватить профессиональной социально-педагогической деятельностью, направленной на защиту и охрану прав детей, и оказание им необходимой помощи в решении проблем социальной адаптации и социализации, практически все детское население.
Как показывает практика многих общеобразовательных учреждений, где успешно работают социальные педагоги, спектр проблем, которые приходится решать этому специалисту в школе, чрезвычайно широк. Однако в качестве примера в пособии приведены только технологии, используемые в работе с детьми группы риска и при оказании . помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации.
Еще одним важнейшим направлением деятельности социального педагога является работа с семьей. Это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяются его семейной ситуацией. Решать проблемы ребенка, не решая при этом проблем семьи, невозможно и не имеет смысла. В то же время нельзя не отметить, что социально-педагогические технологии работы с семьей еще весьма несовершенны и во многом заимствованы из практики социальной работы и зарубежного опыта. Тем не менее, уже обозначилась специфика именно социально-педагогических подходов в работе с семьей, которая нашла свое отражение и в приведенных в работе примерных технологиях.
Говоря о технологиях профессиональной деятельности социального педагога, нельзя не отметить и тот факт, что социально-педагогические технологии могут и должны широко использоваться также в работе многих других специалистов социальной сферы.
Информация по педагогике:
Условия успешной интеграции
В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом. Но такая практика, как показывают и ...
Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи
Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм д ...
Психолого-педагогические основы познавательного интереса
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Инт ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.