Знакомство с понятием «элементы множества» в учебнике.
Предметы или живые существа входящие в множество, называют элементами этого множества.
- Элементы какого множества я называю: дубы, березы, ели, осины. (Множество деревьев). Песок, глина, мел, уголь, торф (Множество полезных ископаемых.) Машины, самолеты, велосипеды, (Множество техники.)
- Назовите элементы множества сказочных героев. (Золушка, Оле-Лукойе, Синдбад-Мореход, Дюймовочка и т. д.)
- Элементы множества поэтов, (Пушкин, Лермонтов, Бунин, Тютчев и д.р.)
- Назовите элементы множества художников. (Репин, Васильев, Шишкин, Левитан и др.)
Упражнение № 8 для самостоятельной работы.
С каких деревьев взяты эти листья? Назови еще 3 элемента множества деревьев. Всегда ли на деревьях есть листья? У всех ли деревьев есть листья?
4. Физкультминутка
5. Повторение ранее изученного
№ 10 - решение задач с включением нового материала.
Задача 10 (а) - Ласточка пролетает в час 40 км, а стриж - в 3 раза больше. Сколько километров в час пролетает стриж?
- Об элементах какого множества идет речь? (Об элементах множества птиц.)
- Что необходимо узнать?
- Как это узнать? (Стриж; пролетает в 3 раза больше, чем ласточка, это значит 3 раза по 40 км.)
40-3 = 120 (км.)
- Запишите решение.
- Прочитайте условие задачи № 10 (б).
Задача 10 (б) - Сосна живет примерно 400 лет. Это на 250 лет больше, чем живет липа. Сколько лет живет липа?
- Об элементах какого множества идет речь? (Об элементах множества деревьев.)
- Как называются задачи, заданные в таком виде, и как они решаются? (Это задача в косвенном виде. Все данные в ней о сосне: она живет 400 лет, и она же живет на 250 лет больше, чем липа. Значит липа живет на 250 лет меньше, чем сосна.)
400-250= 150 (лет.)
Задача 10 (в) - Для нормальной жизни рыбок скалярий им требуется по 3 литра воды на каждую. Сколько рыбок могут жить в аквариуме, вмещающем 24 литра воды?
Дети комментируют:
- Надо найти, сколько рыбок могут жить в аквариуме. Для этого надо количество воды в аквариуме разделить на количество воды, необходимое одной рыбке:
24: 3 = 8 (рыбок.)
Задача 10 (г) - Масса пингвина-папы 42 кг, пингвина-мамы - 32 кг, а их детеныша - 8 кг. Какова масса все пингвиньей семьи? На сколько папа тяжелее, чем мама с детенышами вместе?
Дети комментируют:
- Чтобы найти массу всей пингвиньей семьи, надо найти целое, т. е. сложить части: 42 + 32 + 8. Удобно применить сочетательное свойство сложения: 42 + (32 + 8) = 82 (кг).
- Чтобы найти, на сколько папа тяжелее, чем мама с детенышем вместе, надо сравнить, т. е. из большего числа вычесть меньшее. Тяжелее папа: значит из 42 кг надо вычесть сумму (32 + 8) кг:
42 - (32 + 8) = 2 (кг.) После решения задач учитель читает стихотворение
Аквариум
Целый день снуют, толкутся
Крошки рыбки за стеклом,
То гурьбою соберутся.
То плывут в воде гуськом.
Водоросли, как аллеи;
Дно песчаное светло,
Вот одна всех порезвее
Трется боком о стекло.
Золотая спинка блещет,
Как коралл, горят глаза,
Хвост и плавники трепещут
Ждет подачки, егоза.
Горстку крошек бросим в воду,
Рыбок нечего томить.
Если отняли свободу,
Надо лучше их кормить.
Блиц-турнир (самопроверка по эталону).
а) На полке 7 книг со сказками, а книг о природе в 3 раза больше. Сколько
всего книг на полке?
б) На школьных спортивных соревнованиях 4 спортсмена набрали по 10
очков и 8 спортсменов по 7 очков. Сколько всего очков они набрали?
в) У Ани 27 красных гвоздик и 18 белых. Она сделала букеты по 3 цветков
в каждом. Сколько получилось букетов?
Эталон для проверки:
а) 7 + 7×3 = 28 (к.)
б) 10×4 + 7×8 = 40 + 56=96 (оч.)
в) I способ: (27 + 18): 3 = 45: 3 = 15 (б.)
II способ: 27: 3 + 18: 3 = 9 + 6 = 15 (б.)
Обратите внимание, что для проверки по эталону учитель прописывает на доске промежуточные результаты, чтобы дети могли определить, где они допустили ошибку и почему.
№ 11 - коллективный разбор задачи.
Пират нашел клад из 900 монет. Чтобы побыстрее его унести, он положил 186 монет в шапку, 215 — в карман, 74 монеты запихнул в рот, 125 положил в правую ладонь, а 68-е - левую. Сколько монет он не смог унести?
Информация по педагогике:
Описание логики решения творческих задач
Логика постановки творческих задач не соответствует той логике, в которой они возникали в истории. Сначала детям предлагаются простые задачи, с которыми учащиеся легко справляются, их решение позволяет учащимся включиться в исследовательскую работу, поставить проблему существования общего решения з ...
Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в к ...
Методика обучения грамматике и морфемике
Задание 1. Составьте библиографический список по теме «Трудные вопросы изучения частей речи в начальных классах» Задание 2. Путем выписки цитат из книги Л.П.Федоренко «Закономерности усвоения родной речи» перечислите закономерности изучения родной речи, принципы обучения русскому языку, основные пр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.