изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица - пересказ строится от первого лица; повествование - с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа);
изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
Примеры: составление пьесы в трех картинах по рассказу Л.Н. Толстого "Филиппок"; продолжение судьбы Ваньки из одноименного рассказа А.П. Чехова; вымышленный эпизод "Как елку из лесу привезли" в этом же рассказе; словесный портрет белого пуделя из рассказа А.И. Куприна; пересказ "Бежина луга" И.С. Тургенева в 3-м лице и т.п. Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.
Кроме этого при работе над пересказом могут использоваться такие методы как словесное рисование и воображаемая экранизация, а именно, рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на картинах или на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Например, первый кадр: широкая городская улица, по ней бегут автомобили; второй кадр: вдруг два мальчика, играя, выбегают на тротуар, а дальше - и на проезжую часть улицы. Это стоп-кадры, остановленные мгновения. К такой необычной работе школьники могут подготовиться, предварительно наметить эти кадры, составить своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываются, могут быть обсуждены в классе.
Несколько слов о драматизации, особенно часто применявшейся в первые десятилетия XX в. Это перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение. Переходом от обычного чтения и пересказа к драматизации служит чтение по ролям, а также ролевой пересказ. Ведущий обрисовывает обстановку тоже в форме чтения или пересказа. Так классный пересказ постепенно перерастает во внеклассную работу, в актерскую игру.
Итак, нами рассмотрены различные виды письменных и устных жанров пересказа, используемые в начальной школе на уроках литературы и русского языка. Многие педагоги считают, что для развития речи младшего школьника лучше всего использовать только творческие (продуктивные) пересказы, так как именно они, по мнению методистов, в большей степени, чем репродуктивные развивают мышление и воображение ребенка.
Однако использование репродуктивных видов пересказа, например, таких как краткий пересказ и сжатое изложение, также помогает развитию речи. В процессе пересказа у школьника формируется умение вычленять главное в информации, умение сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Рассмотрим педагогические традиции в обучении жанрам устного и письменного пересказа на уроках литературы и русского языка.
Информация по педагогике:
Характеристика и классификация подвижных игр для разных
возростов
Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития о ...
Основные теоретические концепции медиаобразования
«Психолого-педагогический словарь» определяет медиаобразование (от английского media education и латинского media) как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в совре ...
Психолого-педагогические основы игровой деятельности
В отличие от иных видов деятельности игра охватывает цель в самой себе; сторонних и отдаленных задач в игре школьник не ставит и не решает. Игра зачастую и определяется как действие, которая выполняется ради самой себя, сторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере станов ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.