Авторы первой схемы считают, что основными являются 3-й и 4-й абзацы текста, так как именно в них рассказывается о том, как пингвиненок преодолел свой страх и бросился в море. Таким образом, 1-й и 2-й абзацы, не развивая напрямую эту главную для рассказа тему, являются вступлением к ней, а 5-й - только выводом или заключением из всего того, что описывалось в главной части. Те, кто предложил этот вариант, ответили, что тема текста такова:
Как пингвиненок прыгал в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
Дети под руководством учителя "проверяют" соответствие объявленной темы и построенной схемы текста, обращается внимание на то, какой подбор фактов из рассказа правильнее всего поможет раскрыть именно эту тему. Вариант признается возможным.
Далее идет "защита" другого варианта. Например, он будет таков:
Предложившие этот вариант решили, что тема рассказа заключается в следующем:
Как пингвиненок прыгал в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
Таким образом, главным оказывается последний абзац, где провозглашается основная мысль рассказа.1-й абзац - только вступительный, вводный, 2-й - антитема, т.е. повествует о том, что пингвиненок поначалу совсем не был храбрым, а даже наоборот - очень боялся, ему было страшно и он долго не решался сделать задуманное, 3-й и 4-й абзацы подводят нас к главному и являются "лестницами", открывающими дорогу к пониманию того, что пингвиненок действительно стал храбрецом и случилось это не сразу и не вдруг.
Третий вариант:
Как пингвиненок прыгнул в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
2-й абзац можно считать главным, так как в нем говорится про взрослых пингвинов и их занятия, следовательно, абзац отражает подтему "взрослые", а 4-й абзац можно считать главным, так как там описывается, как пингвиненок сам стал взрослым, набравшись смелости сделать так же, как большие пингвины.1-й абзац - не просто вступление, а "лестница в тему", его отбросить нельзя, так как там описывается главный герой, и 3-й - "лестница в тему", так как пингвиненок не сразу решился последовать примеру взрослых, 5-й абзац - заключение, потому что все основные события уже произошли и им дается оценка.
При этом варианте учителю следует предупредить детей, что, излагая события таким образом, можно "случайно" пропустить то, что пингвиненок оказался смельчаком, и обратить внимание детей на то, что, возможно, более подходящей формулировкой темы будет такой вариант: "Как маленький пингвиненок стал взрослым". При коллективном разборе может выясниться, что в этой схеме на самом деле тоже прячется "антитема" - во 2-м абзаце, если главным для нас является все-таки то, что малыш набрался смелости и сравнялся со взрослыми. В 4-м абзаце он уже взрослый и смелый, а во 2-м - еще малыш.
Делу разбора текста может послужить даже обсуждение "неправильных" вариантов темы, если они будут предложены детьми, например:
Таблица 6
Объяснение ошибок
неправильная тема |
объяснение ошибки |
Как пингвиненок удивленно смотрел на море |
неправильно отражено основное действие главного героя (сказано о незначительном) |
Как однажды я спускался к морю |
не отражены главные герои |
Пингвиненок решился |
не до конца сказано о главном поступке |
Первый искупавшийся |
искажение событий: пингвиненок не был первым искупавшимся, потому что до него купались многие другие взрослые пингвины |
Как автор наблюдал за пингвинами |
слишком "широкая" тема, не ясно, что же особенно заинтересовало автора, слово "автор" не должно звучать в определении темы |
Информация по педагогике:
Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются: 1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг; 2. сокращение сроков обучения; 3. возможност ...
Реализация личностно-ориентированного
обучения на уроках информатики с учётом возраста
учащихся
Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходи ...
Место и роль жанров пересказа в системе высказываний
на школьном уроке
Как следует из различных источников, основной формой речевого взаимодействия в ходе учебного процесса является осмысленное оперирование текстами, так как в процессе обучения в школе осуществляется восприятие текста учителя (например, при объяснении нового материала); обмен устными текстами между уч ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.