Авторы первой схемы считают, что основными являются 3-й и 4-й абзацы текста, так как именно в них рассказывается о том, как пингвиненок преодолел свой страх и бросился в море. Таким образом, 1-й и 2-й абзацы, не развивая напрямую эту главную для рассказа тему, являются вступлением к ней, а 5-й - только выводом или заключением из всего того, что описывалось в главной части. Те, кто предложил этот вариант, ответили, что тема текста такова:
Как пингвиненок прыгал в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
Дети под руководством учителя "проверяют" соответствие объявленной темы и построенной схемы текста, обращается внимание на то, какой подбор фактов из рассказа правильнее всего поможет раскрыть именно эту тему. Вариант признается возможным.
Далее идет "защита" другого варианта. Например, он будет таков:
Предложившие этот вариант решили, что тема рассказа заключается в следующем:
Как пингвиненок прыгал в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
Таким образом, главным оказывается последний абзац, где провозглашается основная мысль рассказа.1-й абзац - только вступительный, вводный, 2-й - антитема, т.е. повествует о том, что пингвиненок поначалу совсем не был храбрым, а даже наоборот - очень боялся, ему было страшно и он долго не решался сделать задуманное, 3-й и 4-й абзацы подводят нас к главному и являются "лестницами", открывающими дорогу к пониманию того, что пингвиненок действительно стал храбрецом и случилось это не сразу и не вдруг.
Третий вариант:
Как пингвиненок прыгнул в воду вслед за взрослыми пингвинами.
Как автор наблюдал за пингвинами.
Как пингвиненок удивленно смотрел на море.
Как пингвиненок перестал бояться.
Пингвиненок стал самым отважным.
2-й абзац можно считать главным, так как в нем говорится про взрослых пингвинов и их занятия, следовательно, абзац отражает подтему "взрослые", а 4-й абзац можно считать главным, так как там описывается, как пингвиненок сам стал взрослым, набравшись смелости сделать так же, как большие пингвины.1-й абзац - не просто вступление, а "лестница в тему", его отбросить нельзя, так как там описывается главный герой, и 3-й - "лестница в тему", так как пингвиненок не сразу решился последовать примеру взрослых, 5-й абзац - заключение, потому что все основные события уже произошли и им дается оценка.
При этом варианте учителю следует предупредить детей, что, излагая события таким образом, можно "случайно" пропустить то, что пингвиненок оказался смельчаком, и обратить внимание детей на то, что, возможно, более подходящей формулировкой темы будет такой вариант: "Как маленький пингвиненок стал взрослым". При коллективном разборе может выясниться, что в этой схеме на самом деле тоже прячется "антитема" - во 2-м абзаце, если главным для нас является все-таки то, что малыш набрался смелости и сравнялся со взрослыми. В 4-м абзаце он уже взрослый и смелый, а во 2-м - еще малыш.
Делу разбора текста может послужить даже обсуждение "неправильных" вариантов темы, если они будут предложены детьми, например:
Таблица 6
Объяснение ошибок
|
неправильная тема |
объяснение ошибки |
|
Как пингвиненок удивленно смотрел на море |
неправильно отражено основное действие главного героя (сказано о незначительном) |
|
Как однажды я спускался к морю |
не отражены главные герои |
|
Пингвиненок решился |
не до конца сказано о главном поступке |
|
Первый искупавшийся |
искажение событий: пингвиненок не был первым искупавшимся, потому что до него купались многие другие взрослые пингвины |
|
Как автор наблюдал за пингвинами |
слишком "широкая" тема, не ясно, что же особенно заинтересовало автора, слово "автор" не должно звучать в определении темы |
Информация по педагогике:
Педставления умственно отсталого ребенка о природе
Ориентация дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности значительно меняет приоритеты в воспитании, направляя основное внимание на комплексное развитие личности ребенка. Одной из важнейших составляющих этого процесса является осознание ребенком законов окружающего мира природы и способах ...
Опоры необходимые для понимания
текста
Проблема использования опор при обучении чтению текстов на иностранном языке не является новой. В данной статье рассматриваются вопросы: сущность опор при чтении, виды опор при чтении; обучение учащихся старших классов базового уровня поиску опор при чтении текстов на английском языке. Применительн ...
Ролевое чтение
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово». «Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подст ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.