Содержательно-композиционный и типологический анализ текста. (Задание дается одновременно с предыдущим или при повторном чтении текста.)
К какому типу можно отнести наш текст?
"Текст-город" - такой текст, в котором все части (абзацы) равноправны между собой по важности и значимости, как дома в городе.
"Текст-дворец", как правило, имеет рядом один или несколько абзацев, в которых содержится наиболее важная информация по тексту и раскрывается основная мысль текста. Все прочие абзацы являются вспомогательными.
"Текст-дом" - это повествовательный текст с четко выраженной структурой: вступление, основная часть, заключение. Его особенность заключается в том, что ни один из его абзацев не может жить обособленной жизнью, как это может быть в текстах двух предыдущих типов.
Выясняется, что по строению и содержанию это текст-дом.
Мотивировка: ведется последовательный рассказ о событиях, которые "настраиваются" одно на другое (как этажи дома), "опираются" друг на друга (как ступени лестницы, ведущей от этажа к этажу) и связаны одно с другим (как кирпичики в кладке дома), вслед за одним событием постепенно следует другое (как при подъеме на лифте), есть начало и ясный конец (фундамент и крыша), видно, как и с какого события автор "вошел" в текст и вышел (вход и выход), и т.п.
Коллективное решение: по типу это текст-дом и текст-повествование.
(Звучат термин и его определение: текст-повествование - это текст, в котором что-то рассказывается, повествуется, все события происходят одно за другим. Такой текст может отвечать на вопрос "Как это случилось?" или "Что произошло?")
На какой же вопрос отвечает этот текст?
(Проговаривается давно известное детям положение: когда мы ответим на этот вопрос, поймем, что именно является темой рассказа. Несколько ответов детей или все фиксируются учителем на доске.)
Что случилось с пингвиненком?
Как пингвиненок прыгал в воду вслед за взрослыми пингвинами?
Как автор наблюдал за пингвинами?
Как пингвиненок удивленно смотрел на море?
Как пингвиненок перестал бояться?
Пингвиненок стал самым отважным.
В доме есть этажи, а в тексте - части. Сколько их?
(То, что представлено на этом рисунке, отражает наиболее очевидный ответ, когда дети просто посчитают количество абзацев - их окажется 5 - и сделают вывод, что, значит, частей в тексте тоже 5.)
Хотя у некоторых учеников может возникнуть мнение, что, возможно, смысловых частей окажется меньше, потому что один из абзацев - 3-й - очень короток и состоит только из одного предложения, а 4-й абзац, наоборот, самый большой, и, может быть, его будет удобнее пересказывать, разбив на две составные части.
Чтобы составить окончательный вариант, учитель предлагает второй раз внимательно прочитать текст рассказа и ответить на этот важный вопрос: сколько в тексте смысловых частей, а заодно "озадачивает" детей и темами следующих этапных обсуждений, о которых пока еще не было речи, но к ним каждый должен будет подготовиться в процессе следующего и самостоятельного чтения текста.
Чтобы не "загромождать" урок длительными проговариваниями заданий и нацеливающих вопросов, учитель закрепляет на доске схематичный план обсуждения, который состоит из давно привычных и знакомых детям по предыдущим работам символов: столбик из нескольких квадратиков - количество абзацев в тексте; знаком вопроса отмечается абзац, который заставляет нас задуматься; короной или восклицательным знаком - абзац, содержащий основную мысль текста; перевернутый восклицательный знак - антитема; лесенкой, ведущей вверх - абзац являющийся вступлением, ведущей вниз - заключением; условное обозначение "дорожка, проходящая мимо" обозначает абзацы, присутствие которых в тексте для раскрытия темы не обязательно.
Учителю остается только обратить внимание детей на план дальнейшей работы. Он таков:
Одновременно для экономии времени учитель (если считает целесообразным) может дать некоторые задания последующих этапов анализа текста для самостоятельной проработки некоторым учащимся или группам. Результаты этой работы будут впоследствии представлены на обсуждение всему классу.)
Характеристика текста по содержанию. После вторичного прочтения текста рассказа заслушиваются мотивированные варианты структурной организации этого текста. (Эта работа может происходить индивидуально, в группах, парах.) Предложенные варианты могут быть различными. Рассмотрим некоторые наиболее вероятные.
Информация по педагогике:
Основные направления модернизации технологического образования
Важность технологической культуры молодежи в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО реализует международный проект по научной и технологической грамотности для всех «2000+». В школах Западной Европы, Скандинавии, Китая, США и других, экономически развитых и развивающихся странах учащиеся и ...
Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...
Анализ воспитательной работы классного руководителя
В соответствии с целью воспитания учащихся школы №6 сформулированной в программных документах школы, в 2008–2009 учебном году были поставлены следующие задачи воспитательной работы с учениками 5 класса: - в области нравственного воспитания: формирование у каждого из учащихся системы ценностей, кото ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.