Таблица 3. Характер допущенных при чтении ошибок, наиболее часто встречающихся при обследовании детей основной группы
|
Наиболее часто встречающиеся ошибки при чтении | ||||||||||
|
Замены |
Пропуски |
Перестановки |
Искажения |
Угадывающее чтение | ||||||
|
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% | |
|
ОГ. |
6 |
60 |
5 |
50 |
5 |
50 |
6 |
60 |
4 |
40 |
Только дети основной группы, т. к. у детей группы сравнения такие ошибки не диагностируются. Анализируя характер допущенных при чтении школьниками основной группы ошибок, мы выявили следующие особенности. У 6-ти испытуемых (60 %) наблюдались замены букв. Пропуски гласных и согласных были обнаружены у 5 школьников (50 %). Так, при чтении наблюдались пропуски согласных при стечении, перестановки слогов, например:
своречник – скворечник
вывишают – вышивают
Видны постоянные замены близких по звучанию звуков (С – З, Ж – Ш, Ш – С, Т – Д) или схожих по начертанию букв (П – Т, Б – В, Х – Ж), искажение звуковой структуры, например:
д – д – у – ж – н – о – дружно
те – ти – дети
с – сы – мо – т – ит – смотрит
Замены букв отмечены в разных позициях: "руба" – рыба, "кришка" – крышка, "хахар" – сахар, "деващка" – девочка и др. Подобные смешения графем, видимо, происходят потому, что младшие школьники еще нечетко проводят фонематический анализ слова. У них не отработан навык различения гласных по их основным признакам, а также не до конца сформировано умения пользоваться способами обозначения мягкости на письме, правилами дистрибуции букв в сочетании ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Перестановки букв были выявлены у 5-ти школьников (50 %).
Искажения или упрощения структуры слов достаточно часто проявлялись при чтении у 6-ти участников эксперимента (60 %).
Наблюдалось угадывающее чтение у 4-х детей (40 %).
Таким образом, обобщая данные, полученные в ходе диагностики особенностей чтения основной группы, выявленными недостатками чтения (выраженными в разной степени) являлись:
• нарушение понимания прочитанного
• побуквенное чтение, послоговое
• пропуски согласных при стечении
• пропуски слогов
• замена звуков, сходных акустически и артикуляторно
• замены букв, имеющих одинаковые элементы
• замена звуков, связанных с неправильным произношением
В ходе изучения особенностей чтения детей основной группы мы по итогам диагностики условно разделили их на три группы.
1 группа (40 %). Дети данной группы устойчивого навыка чтения не имели. Читали преимущественно по слогам, и побуквенно. Скорость чтения расценивалась нами как очень медленная. У детей данной группы наблюдался практически полный перечень всех имеющихся специфических ошибок. Детей данной группы мы отнесли к категории, имеющей высокий риск предрасположенности к дислексии.
2 группа (30 %). Дети данной группы читали целыми словами. Скорость чтения определялась нами как медленная. В процессе чтения обнаруживалось достаточное количество специфических ошибок. Но так как навык чтения только формируется (обучения в 1 классе) о заключении “дислексия” говорить рано. Но необходимо отметить, что эти дети представляют собой группу с повышенным риском возникновения дислексии, что указывало на необходимость проведения с ними превентивных процедур.
Информация по педагогике:
Научно–методическая система работы с педагогическими кадрами по здоровьесберегающим технологиям
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии в становлении здорового образа жизни индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие ме ...
Педагогическая организация развивающей образовательной среды при изучении
иностранного языка в школе
Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая представляет собой непосредственное социальное окружение человека — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и человек ...
Основные понятия оздоровительной направленности физического воспитания
дошкольников
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.