Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление связей между старой, преимущественно крестьянской, и современной культурами. При этом значение фольклора вряд ли можно переоценить. Второй проблемой, которую приходится решать педагогам и которая неразрывно связана с первой, является установление способов и путей возвращения народной песни, игры в детскую среду. Причем наибольшая сложность заключается в том, чтобы не просто добиться механического воспроизведения пляски, игры, а вернуть ей живое естественное существование.
Эти подходы отражены в фольклорной программе «Гусельки», разработанной как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» – министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка в начальной школе» под ред. Д.Б. Кабалевского. Основной формой работы по этой программе являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора, овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках.
В пособии широко представлен фольклорный материал, соответствующий ведущим комплексным темам для каждого месяца, а также варианты фольклорных занятий и развлечений из известных сборников С. Мерзляковой, Н. Метлова, М. Медведевой. Часть представленных сценариев является авторской адаптацией народных игр и развлечений, сделанной на основе собственного опыта.
Фольклорные занятия заключают в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближенной к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: от праздничного выступления до выхода на лужайку в лес. Воспитатель должен иметь в памяти большой запас песенок, потешек, считалок, загадок, поговорок, пословиц, скороговорок и тактично, с чувством меры, умело включать их в повседневный быт детей, в занятия.
Данное пособие поможет педагогу выбрать наиболее приемлемые формы фольклора, а также способы их использования в зависимости от имеющихся условий и возможностей; моделировать общение детей с народным фольклором в свободной разнообразной форме, учитывая их желание, интересы, индивидуальные склонности и потребности.
Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.
Национальная культура находится в гармонии с национальным характером, она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.
Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Информация по педагогике:
Главные
соединения ванадия
Ванадий образует соединения, проявляя степени окисления от +2 до +5, при этом наиболее стойки и типичны соединения, в которых он проявляет высшую степень окисления. С увеличением степени окисления ванадия усиливаются кислотные свойства его оксидов, а также их химическая стойкость. Монооксид ванадия ...
Разработка критериев, показателей и уровней внимания
младших школьников
Таблица 2 Критерии, показатели и уровни развития внимания младших школьников Критерии Показатели Уровни Высокий Средний Низкий Свойства внимания Направленность внимания Объем внимания Распределенность внимания Сосредоточенность внимания Интенсивность внимания Устойчивость внимания Переключаемость в ...
Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.