Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 4

Первое из перечисленных занятий – «Будет хлеб – будет песня!» – нацелено на расширение знаний и представлений детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике – жатва. Педагогу следует подобрать к занятию интересные и выразительные произведения музыкального и речевого фольклора, скажем, пословицы, поговорки, приметы, шутливые прибаутки, песни о хлебе, труде, об осени, овощах. Дети инсценируют русские народные песни, которые способствуют раскрытию темы, составляют танцевальные композиции с осенними листьями, с веточками рябины, разыгрывают жанровые сценки. Можно включить в содержание занятия разучивание народных игр со словом: «Трактора», «Пахари и жнецы», «Мукомол», «Дуйте ветры» и т. д., помогающих совершенствовать движения детей, их дикцию, артикуляцию, произношение отдельных звуков. Кроме того, используются импровизации в пении, сочинение мелодий на фольклорные тексты приговорок, закличек, потешек. Эффективным приемом в данном случае может быть «подсказка» музыкального характера, состоящая из начальной интонации, продолжить которую предстоит детям.

Тема данного занятия развивается на следующем – «Без труда – нет добра». Хорошо, если на занятиях по познавательной активности, экскурсии в музей дети знакомились с работой людей осенью, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда и их назначением. Важно подчеркнуть, что орудие груда – это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам – плугу, мотыге, бороне.

Начать занятие можно рассказом педагога о том, что месяц сентябрь в народе считался месяцем сбора урожая. На полях начинали копать картофель, пекли пирожки с картофелем, делали вареники, картофельные котлеты, запеканку, драники. Повсеместно начиналась уборка лука, которой издавна (как и чеснок) считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками вешали его при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в амулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Важно отметить также, что 27 сентября начинали рубить на зиму капусту и вечерами собирались на посиделки-капустники. Капуста издревле была одним из основных овощей на столе русского человека: из нее пекли пироги, варили щи и ласково говорили: «Вейся ли, вейся капустка! Вейся ли, вейся ли, белая!» Желательно вспомнить и разучить с детьми новые пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Дети инсценируют их, обыгрывают, по желанию сочиняют певческие импровизации на выученные тексты, исполняют трудовые частушки. Можно разучить русские народные песни, в которых описывается трудовой процесс: «Я на камушке сижу», «Капустка», «В темном лесе», «Уж я сеяла, сеяла ленок» и др.

Закончить занятие нужно народной пословицей – «Песня – в труде помощница!».

Задача занятия – «Веселый скоморох» – познакомить детей с русскими народными играми и забавами, закрепить навыки выполнения народных танцевальных движений. Целесообразно начать его с прихода в гости Веселого Скомороха, который пляшет под веселую задорную музыку, а затем рассказывает о себе. Дети узнают, что в старину, во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. Тогда не было оркестров народных инструментов, но люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. И скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок не только на пирах и свадьбах, но и на многолюдных народных сборищах. Они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Игры, песни, пляски, смех – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину!

После этого Скоморох играет с детьми в народные игры, танцует, проводит забавные конкурсы. Следует обратить внимание на то, что скоморохи были не только плясунами и шутниками. Они были мастера на все руки: и циркачи, и артисты, и музыканты. А играли они на гуслях, свирелях и бубнах.

Под русскую народную мелодию дети импровизируют на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. Важно подчеркнуть, что импровизация как принцип работы реализуется во всех формах общения – педагога, детей, музыки. Ее ценность – не умение создавать музыкальные конструкции, а потребность, готовность выразить душевное состояние, важную мысль, впечатления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...

Личностные особенности часто болеющих детей
Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию "Я" у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для сома ...

Конфликт как результат неэффективного общения
Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Плат ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru