Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 2

Однако педагогическая практика, к сожалению, не исчерпывает всех возможностей фольклора в духовно-эмоциональном развитии детей. Во многом это связано с ограниченностью репертуара, неразработанностью конкретно-методических приемов работы с данным материалом,

Предлагаемая фольклорная программа «Гусельки» разработана как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» - министерства просвещения РСФСР под ред. М.А. Васильевой и к курсу «Музыка» в начальной школе под ред. Д.Б. Кабалевского.

Она призвана решать следующие задачи: 1) развитие речи, движений, творческих и музыкальных способностей ребенка через различные формы народного фольклора; 2) формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым; 3) овладение богатством народного слова, выраженного в сказках, закличках, дразнилках, колядках, попевках; 4) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, художественно-творческой деятельности детей на основе музыкального и речевого фольклора.

Программа предназначается для детей 6-7 лег детских образовательных учреждений, рассчитана на 38 занятий (1 час в неделю). Работа по фольклорной программе ведется параллельно типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» или курсу «Музыка» в начальной школе. В ней учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.

Цель фольклорных занятий – обогащение и расширение нравственных и эстетических представлений ребят, удовлетворение их разнообразных познавательных интересов, развитие индивидуальных потребностей и творческих способностей.

Занятия объединены а своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.). Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детского фольклора, слушание народной музыки и ее исполнение, творческие импровизации в ритмике, пении, игре на народных музыкальных инструментax).

Фольклорное занятие выносится третьим занятием и проводится 40-50 минут в форме занимательной игры, спектакля.

Основная стержневая идея программы, объединяющая весь изучаемый материал и раскрывающаяся специфическими средствами учебного материала, звучит так: все в мире, в природе, в обществе взаимосвязано и находится в определенной зависимости друг от друга. Она осознается детьми при рассмотрении взаимосвязи между живой и неживой природой, между трудом и жизнью общества, явлениями природы и народными приметами, традициями, народными праздниками. Эта идея обуславливает структурное единство всего содержания и системность знаний, позволяя целенаправленно подбирать учебный материал в соответствии с ведущими комплексными темами для каждого месяца.

Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий – импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

Поскольку цель музыкального воспитания – воспитание человека музыкой, в программе на первое место выходит проблема развития личности ребенка, обогащение его духовного мира. Навыки, умения и специфические знания о музыке у ребенка должны формироваться незаметно, как бы исподволь, в процессе работы над музыкальными образами, над выражением их духовного содержания, а не над самими навыками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Курс "Окружающий мир"как средство развития школьников
Решая задачу "формирования общей культуры личности", прописанной в законе "Об образовании", педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре, воспитании и развитии школьников на народной основе народной художественной культуры. Особое значение ...

Задачи и содержание умственного развития
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процес ...

Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, пе ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru