Следующее занятие – «Осенняя ярмарка» – может быть проведено как игра-ярмарка, во время которой дети как бы переносятся на ярмарочную площадь, где стоят разукрашенные лотки, прилавки с бутафорскими овощами, фруктами. Хорошо, если педагог сможет привнести в занятие настроение балагурства, шутливости, дать детям почувствовать озорство, веселье русской ярмарки.
Так, дети вместе с воспитателем могут украсить себя элементами народного костюма (бусы, ленты, кокошники, платочки, кушаки, фуражки с цветочками и т. д.). В ходе занятия звучат ярмарочные заклички, выкрики, перевертыши, небылицы, потешки, проводятся народные игры со словом. Важно максимально вовлечь детей в атмосферу занятия. Пусть они вспомнят знакомые песни, частушки, забавы, игры, подберут соответствующие движения для их инсценирования. Создание образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия требует от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, соображения.
Музыкальная игра должна быть наполнена тем смыслом, который она искони имела и имеет в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть песню!
В заключении можно предложить детям свободную пляску и катание на карусели.
Предлагаемые два занятия объединены общей темой «Осень в России». Они призваны не только расширить кругозор ребят, закрепить их знания, но и активизировать творческие проявления, раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремления сохранять и обогащать его как бесценную сокровищницу прекрасного.
Первое из перечисленных занятий – «Восенушка – осень!» посвящается подготовке осеннего праздника в детскому саду и нацелено на расширение знаний и представлений детей об осенних явлениях, приметах, полученных на занятиях первого блока. Разумнее всего провести данное занятие непосредственно на предполагаемом материале праздника. Вместе с педагогом дети слушают песни об осени, водят хороводы, разучивают пляски, играют в игры, разыгрывают шуточные диалоги. Можно разучить пословицы, поговорки, присловия, приметы об осени. В народе говорили: «Осень – перемен восемь», «В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина». Здесь уместен краткий рассказ педагога о рябине, которая считалась деревом-оберегом и поэтому ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. Из садовых сортов рябины варили очень вкусное варенье, сок ее очень полезен и людям и птицам.
Представления, полученные детьми на данном занятии, значительно расширяются на занятиях по познавательной активности, изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры пейзажи золотой осени, самостоятельно составляют композиции, изготавливают праздничные снопики зерновых культур, игрушки из соломы.
Занятие «Осенние посиделки» познакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделками, с самобытностью русского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках). При подготовке к проведению занятия можно разучить с детьми старинные русские песни, подобрать старинные народные игры, потешки, считалки, загадки. Сделать выставку изделий, выполненных в традициях народных ремесел (кружево, прядение, вязание, роспись досок). Перед занятием затемнить окна, лампу поместить у стола, приготовить «горницу» к приему гостей, используя стилизованные элементы русской избы (повесить расшитые рушники, вдоль стен расставить лавки).
Ведущая-"хозяйка" приглашает дорогих гостей в избу, рассаживает на скамьи дубовые. Затем говорит, что в давние времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, а хлеб в закрома засыпали – коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках. В каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах да умением и мастерством блеснуть. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи из льна, шерсти, связать кружево, носочки, варежки. Любили петь русские народные песни «Ох, ты, ноченька, ночка темная», «Выйду ль я на реченьку» и др. Педагог может исполнить одну из них. Здесь уместно рассказать детям о том, что в старину считалось очень удачным жениться и выходить замуж 14 октября – в праздник Покров Пресвятой Богородицы. С этого дня девушки начинали прясть, а само название месяца – октябрь – означало «месяц очистки льна», который сначала вымачивали, отбивали, мяли, трепали, чтобы он был мягкий, нежный, а потом пряли и ткали ткань. Можно показать детям старинные прялки, рассмотреть украшения на них. Рассказать, что с точки зрения наших предков, одежда должна была не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Поэтому вся процедура обработки льна, прядения и ткачества, а также последующего шитья и украшения одежды была глубоко мифологически осмыслена и магически организована. Все подготовительные работы осуществлялись девушками на посиделках. В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Информация по педагогике:
Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание ...
Функции универсальных учебных действий
Рассмотрим функции УУД. К ним относится: – обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; – создание условий д ...
Понятие творческой задачи
Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.