Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 6

Дети вместе с педагогом исполняют русские народные песни «Прялица», «Уж я сеяла, сеяла ленок», «Во кузнице», инсценируют их. Затем играют в народные игры «Дед Сысой», и др., исполняют частушки под балалайку.

К этому периоду хорошо приурочить и разговор о русском народном костюме – мужском и женском; рассмотреть иллюстрации, изображающие русский народный костюм. Дома при желании дети могут сшить сарафаны для кукол, сделать простые украшения в народном стиле из фольги, старых бус, проволоки, кожи. По мотивам русских народных вышивок выполнить рисунки и аппликации.

Занятия, объединенные в блок «Кубань моя – родимый край» знакомят ребят с жизнью и бытом кубанского казачества, его неповторимыми традициями, с предметами декоративно-прикладного искусства Кубани, с казачьими народными играми и забавами, прибаутками и частушками, которые помогают почувствовать красоту кубанского края, его неповторимую природу, широту, раздолье, создают эмоциональную готовность к дальнейшему познанию его и изучению.

Первое занятие «Край наш кубанский» можно начать с рассказа педагога о Краснодарском крае, о Кубани, о казаках. Приведем краткие сведения, которые могут быть использованы на занятии.

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине и которые прежде всего ценили свободу. Понравились им эти места. Жили они здесь привольно, простор им был большой, власти над ними никакой не было и управлялись они сами собой. От этого их и прозвали казаками, что значит по-татарски «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг – общее собрание всех казаков. Шло время. Стали казаки верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Были это казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками.

На занятии дети слушают казачьи песни в исполнении Государственного кубанского казачьего хора под управлением В. Захарченко – «Посияла баба конопэль», «Да в саду дерево цветет» и др. Следует обратить внимание на то, что в кубанской казачьей песне с особой любовью воспевается образ женщины, которую сравнивают и с красным солнцем, и с ясной зоренькой, сизой голубкой, весной, стройной вишней, цветущей калиной. Можно разучить с детьми народные казачьи песни «Ой, на горе калина», «Посею лебеду», «Дивчинонька по грибы ходыла». Знакомые детям песни можно инсценировать, обыгрывать, предложить детям поиграть, повеселиться, «удаль в играх показать, свои косточки размять».

Педагог сообщает, что казачий дом называется курень, знакомит с его обстановкой, предметами быта, мужским и женским кубанскими костюмами, показывает иллюстрации.

Знания, полученные на занятии, закрепляются в повседневной жизни детой, когда они слушают стихи кубанских поэтов о Кубани, Краснодарском крае, знакомятся с характерными узорами и цветами кубанской вышивки, учатся вышивать «крестом», шить предметы из цветных лоскутков.

При подготовке и проведении занятия рекомендуем использовать книгу Бойко И. Н. Плясовые припевки Кубани. Краснодар: фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа «Отрада», 1993.

Тема данного занятия развивается на следующем – «Кубанские посиделки». При этом на основе фактических знаний, полученные на первом занятии, проводится моделирование процесса художественного творчества в различных видах музыкальной деятельности. В результате дети подводятся к умению входить в музыку, воссоздавать ее, которое особенно рельефно реализуется в народных музыкально-поэтических произведениях, где исполнители становятся в положение творца-поэта, творца-музыканта, как бы заново создающих для себя и для слушателей музыкально-поэтическое произведение.

Сначала педагог предлагает детям вспомнить, чем занимались на посиделках парни и девчата, обращает внимание на то, что на Кубани народные умельцы славились резьбой по дереву, изготовлением оружия, чеканкой. Затем дети исполняют народные казачьи песни, частушки, инсценируют их, разучивают народные игры. Одновременно дети могут сочинить свои мелодии на фольклорные тексты. С этой целью используется музыкальный диалог, в процессе которого педагог подводит их к открытию все новых и новых граней образа, как бы вызывая к жизни те музыкальные интонации, с помощью которых можно передать различные переживания, то, что дети чувствуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Информация по педагогике:

Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...

Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики с учётом возраста учащихся
Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходи ...

Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru