Решая задачу "формирования общей культуры личности", прописанной в законе "Об образовании", педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре, воспитании и развитии школьников на народной основе народной художественной культуры. Особое значение имеет усвоение детьми сведений о природе, поведении, отражение их в этнопедагогическом наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике.
Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далёкое прошлое. Зарождение примет началось с появлением первых людей. В прежние времена полная зависимость от природы заставляла крестьянина изучать окружающий его мир, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы", улавливать закономерность и связь одних явлений с другими. Погодные наблюдения предков сохранились в народных приметах. Слово "примета" происходит от глагола "примечать", то есть улавливать связь между явлениями, как будто бы не связанными между собой.
Народные приметы - это ненаучно (а чаще всего и научно) обоснованные наблюдения в форме краткого вывода, основанного на прошлом опыте, на протяжении длительного периода времени. Критерием научности здесь служит повторяемость и логическая оценка явлений.
Быт и жизнь русских людей всегда был тесно связан как со всякими суевериями, так и с миром вокруг. Это и не удивительно, ведь чуть ли не единственным источником получения пищи для крестьянина являлись лес, огород, река. Не последнюю роль в отношении к окружающему миру населения древней России играла церковь. Разные дни были приурочены к имени какого-либо святого. На основе всего этого и создавались народные приметы и советы на любой день. И все они, а также народный фольклор вошли в русский земледельческий календарь и русский православный календарь. Простым примеров появления примет служит то, что до сих пор говорят, мол, грибы растут после дождя.
Итак, можно выделить несколько факторов, которые повлияли на создание примет.
1. Природа. От неё зависело, будет ли урожай маленьким или большим, а от этого напрямую зависел достаток крестьян. От того же фактора зависели даты посадки и сбора различных сельскохозяйственных посадок, время рыбалки и охоты. Поэтому на всякое время года, и на любой месяц существовали соответствующие приметы. Так появился земледельческий календарь.
2. Религия. Люди в те времена были сильно набожными и верили, что их судьба и здоровье прямо зависят от воли Бога и небожителей. Так возникло много обрядов, направленных на то, чтобы получить помощь небесных покровителей, не обидеть их. Так появился русский православный календарь.
3. Суеверия, оставшиеся ещё с древних времён, когда крестьяне верили в мистических существ. События, непосредственно происходящие в жизни каждого - смерть, рождение детей, свадьба, болезни - дали начало бытовым приметам.
Наблюдения за погодой вылились в целый свод правил, примет, знать которые полезно и нам. Значительная часть народных примет продолжает жить в сознании современного человека. Он начинает смотреть на небо, вспоминать народные значения погодных явлений и верить им. Большей частью приметы базируются на обычных наблюдениях, а не на мистике. В древности приметы являлись для людей очень важной информацией, так как у них раньше не было другого способа узнать погоду. Знания передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. За сотни и тысячи лет народ накопил знания и мудрость, передавая их от отца к сыну. Так сложился народный календарь - наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.
Издавна человек не ограничивался лишь созерцанием природы, он всегда стремился познать ее. Каждый человек подвержен влиянию погоды. Особенно тем кто работает под открытым небом, ощущает на себе ее перемены, сказывающиеся на рабочий ритм, настроение, а в сельском хозяйстве - и на результаты труда. Поэтому важно, наблюдая за природой, уметь пользоваться благоприятными погодными условиями и предсказывать неблагоприятные, не давая захватить себя врасплох.
Прогнозы погоды, и особенно долгосрочные, - вещь рискованная. Недаром говорят: "Год на год не приходится (погода)". Однако: "Год году не родственник, а сходство есть", "Каждый год сам по себе, а похожего много". Существуют определенные периоды времени в продолжение года, когда можно с большой уверенностью ожидать определенной перемены погоды.
Информация по педагогике:
Принципы цели и задачи экологического воспитания
Задача и формирование экологической грамотности у старших школьников является одной из сложных и в то же время актуальных в современных условиях реформирования образования. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие человека, формирование ценностны ...
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.