2.
![]() |
(Варианты ответов: ленты одинаковые, а мерки разные).
- «Том и Джерри решили узнать длину дрожки и стали измерять ее шагами. Том сообщил Джерри, что длина дорожки 5 шагов. Джерри удивился, ведь у него получилось, что длина дорожки равна 10 шагам. Почему получилось разное количество шагов (10 и 5)?»
(Варианты ответов: - Том и Джерри измеряли разные дорожки; - у Тома большие шаги, а Джерри – маленькие).
Другим важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. «Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в т о время как гипотеза – это способ решения проблемы».
Вопросы можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие («Верно ли, что…», «Надо ли…», «Должен ли…» и т.п.).
2. Восполняющие. Они обычно включают слова: где, когда, кто, что, почему, какие и др.
Обучая детей этому умению, мы познакомили их с переводом высказывания Р. Киплинга, сделанном С.Я. Маршаком, объяснить детям, что для того, чтобы больше знать, нужно как можно больше задавать вопросов:
«Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где».
Для развития умения задавать вопросы использовались разные упражнения:
1. «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете (предметах), лежащем (-их) на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, мяч, кубик, куклу (или пары предметов, отличающихся по размеру).
2. Детям предлагались картинки, на которых изображены предметы разной величины или формы (например: два дерева разной высоты, кувшины разной формы). «/Какие вопросы ты можешь задать мне, глядя на эту картинку?»
3. «Найди загаданное слово»:
- дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающихся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая связь. Например, не «Что это за фрукт?», а «Что за волшебный фрукт?»;
- один из детей загадывает слово, сообщив при этом только первый звук (можно ввести правило – слово это должно быть связано с математикой). Дети, задавая вопросы, должны отгадать слово. Ограничение одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, «Это цифра?»
Одно из важных исследовательских умений – это способность к обобщению понятий. К тому же сама исследовательская практика хороша тем, что ее внутренняя логика требует актуализации умения давать определения понятиям. Определение является, по мнению А.И. Савенкова, одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в исследовании. «Цель определения – уточнения содержания используемых понятий».
Для детей важно понимание и умение оперировать понятиями. Это можно развивать, также используя различные упражнения и задания, в которых дети осваиваются, закрепляют понятия необходимые для изучения величин и их измерения, правильно пользоваться понятиями.
Например:
1. Упражнение «Мишки».
Дидактические задачи:
- дальнейшее освоение понятий «длиннее», «короче»;
- развитие внимания.
Материал: 5 мишек разной величины и разного цвета, 5 корзиночек разной величины.
Вопросы:
- Какого цвета мишки?
- Какой мишка самый высокий?
Информация по педагогике:
Характеристика и классификация подвижных игр для разных
возростов
Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития о ...
Использование песен при
формировании произносительных навыков
Начальный этап изучения иностранного языка является самым трудным и ответственным, так как на этом этапе необходимо не только научить правильной артикуляции и произношению, но и показать учащимся, как эти звуки соединяются и взаимодействуют между собой. Произношение – это базовая характеристика реч ...
Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в искусстве, природе и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Прежде всего эстетическое воспитание затрагивает чувства человек ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.