a) Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, кристалл, пластик)
b) Назовите как можно больше предметов, являющихся: блестящими, синими, твердыми.
Данное умение параллельно развивали и на математическом материале, используя задания на независимость количества вещества от формы сосуда, на сохранение количества вещества; на измерение протяженных материалов условной меркой, разными условными мерками; измерения одного и того же объекта или разных по величине разными мерками. Использование не только «линейных» измерений, но и жидких, и сыпучих веществ помогало формированию обобщенных представлений.
Например:
· Игровое упражнение «Измерь ленту»: детям предлагали измерить ленту разными по длине мерками – в начале короткой, а затем длинной или составленной из двух коротких.
Вопросы детям:
- Что изменилось, когда измерили во второй раз по сравнению с первым?
- Что осталось без изменения?
На этой основе дети формулировали выводы:
- когда мерка длиннее – число мерок меньше;
- когда мерка короче – число мерок больше;
- мерок уложилось больше – лента длиннее;
- мерок уложилось меньше – лента короче.
Для активации познавательной деятельности детей использовали вопросы: Почему?; Почему так получилось?; Объясни, как это получается.
Эти вопросы требовали самостоятельного обоснования характера зависимости между величинами.
С этой же целью детям предлагается ситуация «Как помочь повару?»
Сюжет: повар детского сада обращается к детям с просьбой – предложением: «Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать, сколько взять крупы для каши. Помогите мне. В каждую баночку (банки разного размера) нужно насыпать по одному бокалу крупы». Дети выполняют задание.
Вопросы:
- В какой банке крупы больше? Почему?
Варианты ответов:
- крупы больше в высокой банке.
- крупы меньше в широкой банке.
- крупы в обеих банках поровну.
Решение проблемы: большинству детей кажется, что крупы больше в высокой банке. Часть детей утверждает, что крупы в обеих банках поровну. Появляются различные способы доказательства своего решения. Они начинают пересыпать крупу обратно в бокал (мерку), убеждаясь в равенстве количества крупы в разных банках. «Крупы в высокой и низкой банках одинаково, потому что в них насыпали по одному бокалу крупы». Другие, опираясь на собственные действия измерения, утверждают, что крупу «не добавляли» и «не убавляли». В банках по одному бокалу крупы.
Вывод: количество веществ (объем) сохраняется независимо от формы сосуда.
· В процессе работы мы использовали и такой метод, как загадки.
Например: «чем больше ты из нее берешь, тем больше она становится». (Яма).
- Что это?
- Так может быть? Когда?
Эта загадка вызывала затруднения. У детей в обычной жизни работает стереотип: чем больше берешь (конфет, игрушек), тем меньше остается. Загадка необычна тем, что противоречит стереотипу. Отгадать ее помогает практический эксперимент. Например, можно выкопать яму для растения. Решение приходит немедленно: «так, может быть, речь идет о яме».
Наблюдательность и внимание – важные составляющие исследовательской деятельности.
С этой целью использовались следующие задания:
a) Детям предлагалась карточки с фигурами для рисования.
Информация по педагогике:
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках русского языка
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и ...
Знакомство с понятием площади
Как уже упоминалось выше понятие площади (и ее измерения) базируется на ряде других понятий. Знакомство с площадью в пятом классе начинается с изучения площади прямоугольника. Учащимся предлагается конструктивное определение площади. Хотя определением его назвать можно с трудом, скорее это правило ...
Интеграция в детском саду
Наиболее важными периодами развития детей с особенностями развития являются младенческий, ранний и дошкольный возраста. Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. (5 Д) Совместное дошкольное воспитание являет ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.