Выясняем, что всего 8 фигур. Затем предлагаем детям построить домики из этих фигур и определить их количество.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Их оказало 4.
Вопрос: Почему получились разные числа – 8 и 4, ведь количество фигур не изменилось? (воспитатель ставит проблему).
Предлагает гипотезу, задает вопросы, побуждает к рассуждениям: в первом случае мерка меньше – одна фигура, поэтому число получилось больше, во втором случае мерка является домик (2 фигуры), значит, мерка больше, и поэтому число получилось меньше (совместно формирует вывод).
Усложнения задания: предлагаются детям фигуры – треугольники, полукруги, круги, овалы и т.д. Дети по аналогии создают фигурки и работают, постепенно выполняя этапы исследования самостоятельно.
В рамках 2 этапа проходило ознакомление детей непосредственно с методикой учебных исследований. Для этого понадобилось 3 тренировочных занятия (фронтальных). На занятиях мы познакомили детей с последовательностью проведения исследований; с задачами, которые стоят перед исследователем на каждом этапе работы. Рассказали детям о том, что существует много способов сбора информации – «метод исследования» (при этом имеется в виду, что используются методы, которые доступны детям). Использовались проблемные вопросы:
- Что мы должны сделать сначала?
- Как вы думаете, с чего начинает исследования ученый?
Постепенно подводили детей к тому, что необходимо подумать. После этого раскладывали перед детьми карточки с символическими изображениями «методов исследования»: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент».
Затем знакомили детей со способами сбора материала. Важным этапом является анализ и обобщения собранного материала. На первых занятиях, естественно, применялась активная помощь исследователям при обобщении полученных данных, так как для ребенка это сложная задача.
Игровую технологию учебного исследования старших дошкольников использовали как самостоятельные занятия, так и в других видах деятельности и занятиях.
Все темы исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
2. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
3. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, люди и т.д.).
Для математического материала более подходят две последние группы.
Савенков А.И. предлагает классификацию, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.
1-й уровень – «общее направление»- «наука».
2-й уровень – «математика»
3-й уровень – «число», «измерение», «основные законы» и др.
Этот способ «характеризует общий, даже можно сказать глобальный взгляд на классификацию детских исследований». Важно, чтобы учебная деятельность была максимально приближена к исследовательской деятельности.
Информация по педагогике:
Организационно-методические модели
дистанционного образования
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной з ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в
личностно-ориентированном обучении
Значение информационно-коммуникационных технологий для обучения Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Создание и развитие информационного ...
Педагогические идеи
Дьюи неразрывно связаны с его философско-социальными взглядами. Преданный идеям демократии, болеющий на ее несовершенство, расслоение американского общества, тяготы миллионов простых людей, философ видел в образовании мощное средство развития подлинной демократии. «Единственным фундаментальным инст ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.