Как отметил Ю.А.Конаржевский: «По сути дела в определенной степени принципы вытекают из закономерностей, хотя их состав не обязательно должен соответствовать составу закономерностей. Одна закономерность может реализовываться в нескольких принципах».
Внутришкольное управление МОУ «Гимназия №164» использует принципы:
Принцип консенсуса. Демократизация внутришкольного управления и всей жизни школы неизбежно приведут к формированию самостоятельных взглядов, точек зрения на те или иные стержневые вопросы жизни школы. Разномыслие - движущая сила развития. Данный принцип позволяет позволит не только высказать различные точки зрения, но обсудить и учесть их, привести коллектив к согласию; объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения; четко и логично аргументировать точку зрения и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе; осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения; «мобилизировать» мнение наиболее влиятельной части педагогов.
Принцип коллективного принятия решения - это один из инструментов демократизации управления. Управляющий совет создает для участников коллективного принятия решений эффект сопричастности как с этапом продуцирования, обсуждения и утверждения, так и с этапов выполнения разработанных мер по решению общих проблем.
Принцип участия в управлении субъектов школьной жизни и делегирование полномочий. Это важнейший принцип, лежащий в основе демократизации всей школьной жизни и процесса управления ею. В специфических условиях школы самодеятельность и инициатива учителей, родителей может проявиться только при условии их участия в управлении школой, что дает возможность учителю почувствовать себя хозяином школы, несущим ответственность за все, что в ней происходит.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации внутришкольного управления, посредством создания комиссий и временных групп повышается конкретизация и компетентность управленческого процесса. Во главе автономных участков управления должны находится высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку; за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.
Дальнейшая конкретизация принципов предполагает разработку вытекающих из них требований к деятельности внутришкольного управления, его взаимодействию с другими органами управления, структурными подразделениями и управленцами школы. Так, при принятии решений и выполнении управленческих функций используются следующие принципы управления коллективом:
1. Принцип уважения и доверия к человеку: уважать личное достоинство человека; предоставлять личности свободу выбора; доверять человеку на основе взаимоуважения; не проявлять к человеку достаточно высокую требовательность; способствовать раскрытию возможностей человека, развитию инициативы; поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы; гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.
2. Принцип целостного взгляда человека: строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком; вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников; делать все возможное, чтобы время проведенное на работе, были светлыми и радостными; встречаться с учителями в неформальной обстановке.
3. Принцип сотрудничества: знать и учитывать личные качества учителей; ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность; бережно относится к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.
Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм – творческие группы по критерию близости методической темы. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года.
4. Принцип социальной справедливости: равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей; систематически освещать в коллективе деятельность администрации; предоставлять педагогам равные «стартовые» возможности; приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.
Информация по педагогике:
Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...
Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях
В дошкольном возрасте дети спят днем один раз. Ребенку необходимо создать спокойную обстановку уже в конце прогулки и во время обеда. Воспитательница наблюдает, как раздеваются дети перед сном, некоторым из них помогает или активизирует взаимопомощь между детьми. Ребенку не следует разрешать ложи ...
Симптоматика дисграфий
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Мы ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.