Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 17

Эту игру можно проводить и в идее соревнования.

В ходе работы дети приходили к выводу, что необходимо использовать условную мерку (или измерительный прибор) для наиболее быстрого и эффективного распределения материала.

В ходе выполнения дивергентных задач у детей развивались такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования. Все они необходимы для исследования.

Задания, направленные на развитие познавательных функций (памяти, внимания и других) включались в занятия, упражнения.

Это такие задания как «Где кто живет?», «Подбери пару» (цель: развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению).

Например: задание «Украсим елочку».

Цель: закрепить умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине; правильно пользоваться понятиями: «шире», «уже», «длиннее», «короче», «выше», «ниже»; развивать память, внимание, логическое мышление.

Материалы: 4 изображения елочек разной высоты и ширины, столько же ленточек разной ширины и длины.

Сначала воспитатель предлагает сосчитать елочки, затем – ленточки.

«Сколько у нас елочек? А ленточек? (4 елочки и 4 ленточки, значит, их поровну). Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки может подойти только своя ленточка. Для самой широкой елочки – самая широкая ленточка, для самой высокой елочки – самая длинная ленточка, для самой низкой елочки – самая короткая ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой елочке? Почему?»

Для закрепления, уточнения детских представлений, активизации познавательной деятельности использовались разные приемы:

- практические задания (изготовить для плетения коврика разные по длине полоски, пользуясь равными или разными по длине мерками);

- чтение художественных произведений с последующей беседой по ним;

- решение устных задач, отражающих в содержании деятельность измерения;

- разнообразные поисковые ситуации, несущие в себе элементы проблемности: прямой и ломаной линии, количества жидкости и сыпучих веществ в сосудах разной формы (высоком и узком, низком и широком).

Например: проблемная ситуация «измерение протяженных предметов».

Воспитатель (рисует мелом грядку или изготавливает из бумаги и рассказывает):

- Дети из другого детского сада измерили длину грядки. Костя решил на глаз, что длина грядки 8 шагов. Таня и Андрей измерили грядку шагами. У девочки получилось 10 шагов, а у мальчика – 7, кто измерил правильно?

Результат рассуждения: каждый из тех, кто измерил шагами, был прав по-своему, т.к. у каждого за условную мерку был принят свой шаг. Если бы дети договорились о единой мере (чей-то конкретный шаг, линейка, веревочка), то тогда получились бы одинаковые результаты измерения.

Вывод, к которому подходили дети: измерение одного и того же объекта (предмета) разными мерками не может дать одинаковый результат.

Таким образом, проводя учебные исследования, мы придерживались организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.

- нестандартное использование времени занятия, помещения;

- опора на опыт ребенка;

- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

- активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы;

- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.

В результате у детей формировались навыки и умения проведения исследований, и одновременно эта деятельность способствовала более эффективному усвоению представлений о величине и ее измерении.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Информация по педагогике:

Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...

Образовательное учреждение как объект управления
Последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI являются периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, обеспечивающих повышение качества общего образования. Поиск новых моделей управления образовательными системами обусловлен изменениями в социально-экономической жизни страны (переход к экономик ...

Виды и формы досуговой деятельности детей младшего школьного возраста
Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может но ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru